Самоучители для писателей., Краткий экскурс по книгам |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Самоучители для писателей., Краткий экскурс по книгам |
![]()
Сообщение
#341
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата А вы Гоголя-то давно перечитывали? разве можно сейчас так писать? Нельзя)))) Но читалось смачно ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#342
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата Как упоителен, как роскошен летний день в Малороссии! Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине и зное и голубой неизмеримый океан, сладострастным куполом нагнувшийся над землею, кажется, заснул, вес: потонувши в неге, обнимая и сжимая прекрасную в воз душных объятиях своих! На нем ни облака. В поле ни речи Все как будто умерло; вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю, да изредка крик чайки или звонкий голос перепела отдается в степи. Лениво и бездумно, будто гуляющие без цели, стоят подоблачные дубы, и ослепительные удары солнечных лучей зажигают целые живописные массы листьев, накидывая на другие темную, как ночь, тень, по которой только при сильном ветре прыщет золото. Изумруды, топазы, яхонты эфирных насекомых сыплются над пестрыми огородами, осеняемыми статными подсолнечниками. Серые стога сена и золотые снопы хлеба станом располагаются в поле и кочуют по его неизмеримости. Нагнувшиеся от тяжести плодов широкие ветви черешен, слив, яблонь, груш; небо, его чистое зеркало — река в зеленых, гордо поднятых рамах... как полно сладострастия и неги малороссийское лето! Красота ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#343
|
|
![]() Ушел в Сценаристы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3114 Регистрация: 30.8.2011 Вставить ник Цитата Из: Needful Things ![]() |
Гоголь и Чехов может и рулили сто лет назад, но сейчас это - не то. Но судя по статистике продаж в книжных магазинах русская класика до сих пор рулит. читать это скучно - вместо экшена эти старички нагнетают скуку. Да уж .. ![]() Записки сумасшедшего - да там стока экшена, что и во всей фентезятине вместе взятой не наберется. Понимаете какое дело, экшн без других приемов, как дорогая иномарка без колес - красиво, но не едет. А простое рубилово, как во многих ЛитРпг... после двух трех страниц я уже зевать начинаю. |
|
|
![]()
Сообщение
#344
|
|
![]() Ушел в Сценаристы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3114 Регистрация: 30.8.2011 Вставить ник Цитата Из: Needful Things ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#345
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Красота ![]() Если бы я так написала бы про яхонты и изумруды, меня бы облили помоями. Нагромождение определений. Большая часть из которых к тексту уже ничего не добавляет. То ли дело Чехов: Цитата Девка сонно улыбается и, пошевелив губами, опять ложится... А вот на холме показывается одинокий тополь; кто его посадил и зачем он здесь - бог его знает. От его стройной фигуры и зеленой одежды трудно оторвать глаза. Счастлив ли этот красавец? Летом зной, зимой стужа и метели, осенью страшные ночи, когда видишь только тьму и не слышишь ничего, кроме беспутного, сердито воющего ветра, а главное - всю жизнь один, один... За тополем ярко-желтым ковром, от верхушки холма до самой дороги, тянутся полосы пшеницы. На холме хлеб уже скошен и убран в копны, а внизу еще только косят... Шесть косарей стоят рядом и взмахивают косами, а косы весело сверкают и в такт, все вместе издают звук: "Вжжи, вжжи!" По движениям баб, вяжущих снопы, по лицам косарей, по блеску кос видно, что зной жжет и душит. Черная собака с высунутым языком бежит от косарей навстречу к бричке, вероятно с намерением залаять, но останавливается на полдороге и равнодушно глядит на Дениску, грозящего ей кнутом: жарко лаять! Одна баба поднимается и, взявшись обеими руками за измученную спину, провожает глазами кумачовую рубаху Егорушки. Красный ли цвет ей понравился, или вспомнила она про своих детей, только долго стоит она неподвижно и смотрит вслед... Но вот промелькнула и пшеница. Опять тянется выжженная равнина, загорелые холмы, знойное небо, опять носится над землею коршун. Вдали по-прежнему машет крыльями мельница и всё еще она похожа на маленького человечка, размахивающего руками. Надоело глядеть на нее и кажется, что до нее никогда не доедешь, что она бежит от брички. Разница между описанием Гоголя и Чехова, в том, что у Гоголя все статично. А у Чехова все живое и движется. |
|
|
![]()
Сообщение
#346
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Да никто уже так не пишет. Гоголь и Чехов может и рулили сто лет назад, но сейчас это - не то. читать это скучно - вместо экшена эти старички нагнетают скуку. С точки зрения графомана - нет смысла вылизывать одну страницу, когда за это время можно набить пять. Можно и штаны через голову надевать. Если сильно захотеть. Только вашу графоманию через пяток лет читать никто не будет. А Гоголя и Чехова будут читать и через сто лет. |
|
|
![]()
Сообщение
#347
|
|
![]() Ушел в Сценаристы ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3114 Регистрация: 30.8.2011 Вставить ник Цитата Из: Needful Things ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#348
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата Если бы я так написала бы про яхонты и изумруды, меня бы облили помоями. Нагромождение определений. Ну Гоголь сам потом писал что его ранние вещи не идеальны. Но всё равно, читается супер. |
|
|
![]()
Сообщение
#349
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Написал еще в октябре рецензию на учебник Сида Филда "Сценарий" (Screenplay: The Foundations of Screenwriting) , но забыл ее выложить
Но вчера узнал, что 17 ноября 2013 года Сид Филд умер в возрасте 77 лет. Поэтому эта рецензия получается в некоторой степени и некрологом. Рецензия на книгу "Сценарий", автор - Сид Филд Официально книга Сида Филда не переведена, но в сети существует русский текст, сделанный энтузиастами. Официальное название профессии Сида Филда - "сценарный гуру". Конечно, такой профессии нет.В США примерно в 400-500 университетах открыты курсы по писательскому мастерству, не считая курсов существующих без университетской поддержки и преподают там обычные филологи. В американской системе "гуру" ("сценарный гуру", "бизнес гуру", "стиль жизни" и прочее) это способ позиционировать профессионалов, которые активно гастролируют по различным странам и проводит свои тренинги. Этот бизнес поставлен на широкую ногу и занимаются этим крупные компании, которые проводят ежегодно сотни и тысячи семинаров/тренингов различной направленности. Для таких компаний "гуру" - способ продать приглашения на семинары. Стоимость участия семинаров различна и и зависит от уровня позиционирования автора семинара. Например, в бизнес-среде существует категории самых дорогих "бизнес-тренеров" (всего несколько человек), которые получают за выступление по 40 тыс. долларов. Самыми известными на этот момент "сценарными гуру" в США и Европе считались несколько авторов человек: Сид Филд, Крис Воглер, Линда Сегер, Майкл Ходж (Michael Hauge), Джон Труби, Блейк Снайдер (умер в 2009), Роберт Макки. Не знаю сколько они получают сами, но в России семинар Труби для участников стоил порядка 500-600 долларов. А в Великобритании семинар (ноябрь 2013), под громким названием Лондонский саммит сценаристов (London Screenwriter's Summit), на котором должны были участвовать пять "всемирных сценарных гуру" стоит по 395 ф.ст.+НДС (примерно 650-700 долларов) за приглашение. Сид Филд стал популярным в 1979 году после издания своей первой книги Screenplay. Трехактная система Филда стала на много лет главным концептом оценки сценариев в Голивуде, до этого основной книгой для кинодраматургов был Лайош Эгри. ![]() "Сценарий" стала первой структурированной работой по кинодраматургии, в которой три акта получили функциональное разделение. Аристотелевское разделение на три акта подразумевала простую идею: то, что происходит до основного действия - первый акт, основной действие - второй акт, после основного действия - третий акт. Сид Филд определил функциональное назначение частей, ввел две поворотные точки сценария, мидпойнт. Эту систему Филд назвал "Парадигмой", под названием она и стала известной во всем мире. Формально Филд делит сценарий на три акта, но помиомо этого второй акт у него разделен с помощью срединной точки (мидпойнт)на две части - 2a и 2b, чего до него никто не делал. Потребность в мидпойнте возникла в связи с тем, что у сценаристов/писателей всегда были трудности с выстраиванием второго акта, основным текстом книги. Если первый акт это экспозиция, третий - кулиминация, то что же делать в середине, половине сценария, по какому принципу выбирать события для него. Поэтому Филд преложил разделить второй акт на две части. В каждой из частей свой "драматический контекст". В самой книге "Сценарий" уточнения разделения контекстов нет, но в последствии их стали трактовать так: в первой половине акта герой реагирует на развитие действия (учится, узнает), а во второй половине активно действует. Создание парадигмы Филда является как раз доказательством того, что для того чтобы быть хорошим преподовательм по писательскому искуссвту не обязательно, а возможно даже, вредно быть успешным писателем. Для разработки парадигмы Филду понадобились два аспекта его работы. Во-первых, он возглавлял кафедру истории в "Синемобиль системз", где ему приходилось отбирать сценарии на съемок. За два года он просмотрел 2000 сценариев и 100 романов, из которых отобрал съемок только 40 работ (по 37 были сняты фильмы). Вторым аспектом работы стало многолетнее преподавание сценарного искусства, в ходе семинаров со студентами и разрешения "трудных мест" была доработана "парадигма", в частности, выявлено необходимость мидпойнта. Хотя Джон Труби и критикует трехактную систему за то что, в ней мало мало поворотных точек, по его мнениею их всего две. Но в тексте Филда все написано иначе: Цитата "В вашем сценарии может быть 15 или 20 разных кульминационных точек фабулы: их может быть две в Акте I, 10 в Акте II и одна в Акте III. Однако, когда вы только начинаете готовить вашу историю для сценария, то вам следует знать четыре вещи, чтобы структурировать вашу идею: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Если вы знаете эти четыре основных компонента, вы можете начать строить и расширять линию вашей истории". Недостатком Филда, то что одним из творческих методов является поиск "ключевой сцены". Филд предлагает сначала написать сцены в акте, а потом подумать какая из них является ключевой и все переписать. Хотя с другой стороны это противоречит его же утверждению что Цитата "Однако, когда вы только начинаете готовить вашу историю для сценария, то вам следует знать четыре вещи, чтобы структурировать вашу идею: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Если вы знаете эти четыре основных компонента, вы можете начать строить и расширять линию вашей истории"." Филд вполне современен в своей Парадигме первый акт: Цитата "Акт I – это единице драматического действия, начинающая вашу историю: ееод ваших главных героев, установка вашей драматической предпосылки, создание ситуации и планирование сцен и последовательных рядов, сообщающих и расширяющих информацию о вашей истории. Все в Акте I служит для завязки вашей истории. У вас нет времени для дешевых трюков, а также острых и умных сцен и диалогов; вы должны начать вашу историю немедленно, со страницы I, Вот почему драматический контекст Акта I – это завязка". Цитата Ваша история должна быть определена немедленно – на первых 10 страницах. Цитата Первая вещь, которую вы должны установить, – это, драматический контекст. Что скрепляет этот акт? Что вам нужно, чтобы начать вашу историю? У вас нет времени, чтобы бродить в поисках вашей истории. Если вы не захватили вашего читателя вашей историей на первых 10 страницах, вы потеряли его. Номер 1: Кто главный герой (главная героиня) – о ком ваша история? Номер 2: какова драматическая предпосылка – о чем ваша история? Номер 3: какова драматическая ситуация – каковы обстоятельства, в которых происходит действие? он предлагает начинать работу над сценарием с темы и струтуктры. Цитата Сценарий развивается по определенной, не допускающей отклонений, сюжетно-тематической линии, линии развития. Сценарий всегда движется вперед, в определенном направлении, к развязке. Вы не должны сделать ни шагу, сходя с пути, по которому вы жжете; каждая сцена, каждый фрагмент должны вести вас вперед по ходу развития истории. Затем нужно написать "четрые страницы", "на которых мы структурируем тему в линию драматической истории". Цитата "Прежде чем вы сможете что-то написать, вы должны знать четыре вещи: конец, начало, кульминационную точку I фабулы и кульминационную точку II фабулы. Как только вы структурировали вашу тему на эти четыре элемента, вы можете рассказать вашу историю в драматическом, художественном виде". О герое: Цитата "Если вы знаете и можете определить эти четыре элемента героя – драматическую потребность, точку зрения, изменения и социальную установку, – то у вас в руках есть инструменты для создания хорошего героя. Иногда они будут перекрывать друг друга, социальная установка будет выделяться как точка зрения, драматическая потребность будет приносить изменения, а изменения будут влиять на социальную установку вашего героя." О мидпойнте очень много написано и очень не убедительно. Возможно следствие плохого перевода или это еще начальные разработки идеи срединной точки. Цитата Знание середины – это инструмент; с его помощью у вас есть способ фокусировать линию вашей истории в специфическую линию действия. Иногда вы можете произвольно установить инцидент в качестве середины, только для того, чтобы обнаружить во время подлинного писания, что что-то еще является серединой. Цитата Когда вы установили это, она структурно соединяет первую половину Акта II со второй половиной Акта II. Она устанавливает четкое ощущение направления во втором акте, позволяя вам сосредоточиться на специфике вашей истории. Это маяк, пункт назначения, опорный пункт, конечный пункт, путеводитель через сложности Акта II. Цитата Попробуйте найти ключевую сцену, которая будет удерживать все. Сейчас одним из самых раскрученных "сценарных гуру" является Джон Труби, и все же стоит признать, что современная кинодраматургия (и часто жанровая литература) оставляет в актуальных требованиях большую часть филдовской Парадигмы: поворотные точки, экспозиция на первых 10 страницах сценария, мидпойнт. |
|
|
![]()
Сообщение
#350
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
отличный обзор, спасибо)
|
|
|
![]()
Сообщение
#351
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#352
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#353
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Все это замечательно, конечно. Но когда начинаешь изучать лит.произведения других авторов и видишь, что написано у них совершенно не так, как по учебникам, а люди восхищаюстя и говорят - вау, здорово, пропадает желание вообще что-либо изучать, и даже писать.
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#354
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Все это замечательно, конечно. Но когда начинаешь изучать лит.произведения других авторов и видишь, что написано у них совершенно не так, как по учебникам, а люди восхищаюстя и говорят - вау, здорово, пропадает желание вообще что-либо изучать, и даже писать. ![]() ![]() тут можно сказать только одно, люди разные, и в разное время одним и тем же людям нравиться разное, да еще и в одно время бывает одним и тем же людям нравится совершенно противоположны вещи. |
|
|
![]()
Сообщение
#355
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Рецензия на книгу "Поэтика", Аристотель
Аристотель написал книгу в IV веке д.н.э. Переведена с арабского на латинский только в 1481 году стала на 300 лет основой для европейских драматургов. По объему книга небольшая, у меня в электронной читалке составляет всего 74 страницы. В современной литературе о писательстве/драматургии считается, что в "Поэтике" заложены основы современной теории драматических произведений: трехактная структура, перипетии, катарсис, определения трагедии и комедии. Я прочитал книгу всего за несколько часов и ничего , что обещалось не нашел. Аристотель написал свою работу, явно в контексте современных ему дискуссий о театре и поэтике. Поэтому вся работа носит узкоспециализированный характер на примере существующих трагедий в условиях греческого театра. Напомним, что греческий театр Цитата "Эсхил первый увеличил число актеров от одного до двух, уменьшил хоровые партии и подготовил первенствующую роль диалогу. Софокл ввел трех актеров и роспись сцены." Мне хотелось узнать как Аристотель говорит о трехактной структуре, которую он ввел в драматургию. Но в "Поэтике" я не нашел никаких трех актов. Я прочитал "Поэтику" второй раз. но обнаружил только несколько отрывков, которые можно соотнести с современным пониманием трех актов. Цитата "Начало есть то, что само, безусловно, не находится за другим, но за ним естественно находится или возникает что-нибудь другое. Конец, напротив, то, что по своей природе находится за другим или постоянно, или в большинстве случаев, а за ним нет ничего другого. Середина — то, что и само следует за другим и за ним другое". Цитата "Ведь бывает целое и не имеющее никакого объема. Целое — то, что имеет начало, середину и конец". Цитата "Во всякой трагедии есть завязка и развязка. События, находящиеся вне драмы, и некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное — развязка" .Цитата "События, находящиеся вне драмы, и некоторые из входящих в ее состав часто бывают завязкой, а остальное — развязка. Завязкой я называю то, что находится от начала трагедии до той части, которая является пределом, с которого начинается переход от несчастья к счастью или от счастья к несчастью, а развязкой — то, что находится от начала этого перехода до конца". Цитата "Итак, в каждой трагедии непременно должно быть шесть (составных) частей, соответственно чему трагедия обладает теми или другими качествами. Эти части: фабула, характеры, мысли, сценическая обстановка, текст и музыкальная композиция". О фабуле и характере Цитата "Воспроизведение действия — это фабула. Фабулой я называю сочетание событий. Характером — то, на основании чего мы определяем качества действующих лиц". Всегда считалось, что Аристотель, по актуальному вопросу для современных литераторов, о соотношении сюжета и характеров, высказывался в пользу первого. Вот как эта часть выглядит в "Поэтике: Цитата "Важнейшая из этих частей — состав событий, так как трагедия есть изображение не людей, а действий и злосчастия жизни". Цитата "Кроме того, без действия трагедия невозможна, а без характеров возможна". После прочтения "Поэтики" становится ясно, что Аристотель выводит на первое место сюжет в рамках канона древнегреческого театра, в котором характеры являются частью символов известным всем мифологии. Поэтому любой характер, это четко определенный персонаж с набором качеств и предопределенных поступков, как в современном комиксе. Такие характеры считаются сейчас "плоскими". И все же у Аристотеля есть и другие отрывки: Цитата "Итак, начало и как бы душа трагедии — это фабула, а второе — характеры". Цитата "Характер — то, в чем проявляется решение людей, поэтому не выражают характера те речи, в которых неясно, что известное лицо предпочитает, или чего избегает; или такие, в которых совершенно не указывается, что предпочитает, или чего избегает говорящий". Цитата Относительно характеров следует иметь в виду четыре цели. Первое и важнейшее — чтобы они были благородны. Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, — когда оно благородно. Цитата Действующее лицо будет иметь характер в том случае, когда, как сказано, его речи или поступки обнаруживают какое-нибудь решение, а благородный характер, — когда оно благородно. Последнее возможно во всяком положении. Ведь и женщина бывает благородной, и раб, хотя, быть может, первая из них ниже (мужчины), а раб — совершенно низкое существо. Цитата Второе условие — соответствие (характеров действующим лицам). Цитата Третье условие — правдоподобие. Цитата Четвертое условие — последовательность. Аристотель ввел такие понятия как перипитии и узнавание. Перипития вполне современный элемент драматургии. Цитата "Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости". Цитата "Перипетия — это перемена происходящего к противоположному, и притом, как мы говорим, по вероятности или необходимости. Так, например, в «Эдипе» вестник, пришедший с целью обрадовать Эдипа и избавить его от страха перед матерью, объяснив ему, кто он был, произвел противоположное действие. И в «Линкее»: одного ведут на смерть, другой, Данай, идет за ним, чтобы убить его. Но вследствие перемены обстоятельств пришлось погибнуть последнему, а первый спасся". Узнавание это специфический элемент древнегреческого театра, в современной терминологии это развязка, второй поворотный пункт, когда герою открывается суть происходящих событий. В современном детективе или триллере - открытие настоящего подозреваемого после серии ложных гипотез. Цитата "Узнавание, как обозначает и самое слово, — это переход от незнания к знанию, или к дружбе, или вражде тех, кого судьба обрекла на счастье или несчастье. А самые лучшие узнавания те, которые соединены с перипетиями, как, например, в «Эдипе». Цитата "Но самое важное для фабулы и самое важное для действия — это выше указанное узнавание, потому что такое узнавание и перипетия будут вызывать или сострадание, или страх; а изображением таких действий, как у нас установлено, является трагедия. Кроме того, при таком узнавании будет возникать и несчастье, и счастье". Цитата "О том, что такое узнавание, сказано раньше. А что касается видов узнавания, то первый и самый безыскусственный, которым чаще всего пользуются за недостатком другого выхода, — узнавание по приметам. Из примет одни бывают врожденные, например, «копье, какое носят (на своем теле) Земнородные», или звезды в «Фиесте» Каркина; другие — приобретенные впоследствии, притом или на теле, например, рубцы, или посторонние предметы, например, ожерелье или лодочка, посредством которой происходит узнавание в «Тиро». А где же про катарсис? Помимо того, что я уже прочитал два раза всю "Поэтику", я еще еще два раза перечитал шестую главу. И только вспомнив, что по катарсис с греческого переводится как очищение, нашел этот короткий отрывок: Цитата "Итак, трагедия есть воспроизведение действия серьезного и законченного, имеющего определенный объем, речью украшенной, различными ее видами отдельно в различных частях, — воспроизведение действием, а не рассказом, совершающее посредством сострадания и страха очищение подобных чувств". И это почти все. В самом конце книги есть кусочек: Цитата "…в эпизоде с Орестом — его сумасшествие, вследствие которого он был пойман, и очищение, вследствие чего он спасся". Но есть несколько отрывков, которые можно отнести если не к катарсису, то к эмоциональной основе любого произведения: Цитата Итак, в этом отношении фабула имеет две части: перипетию и узнавание. Третья часть — страдание. Цитата О перипетии и узнавании сказано, а страдание — это действие, производящее гибель или боль, например, разные виды смерти на сцене, припадки мучительной боли, нанесение ран и т. п. Цитата "Так как лучшая трагедия по своему составу должна быть не простой, а запутанной и воспроизводящей страшные и вызывающие сострадания события, — ведь это отличительная черта произведений такого вида, — то прежде всего ясно, что не следует изображать на сцене переход от счастья к несчастью людей хороших, так как это не страшно и не жалко, а возмутительно". Цитата Ведь сострадание возникает при виде того, кто страдает невинно, а страх из-за того, кто находится в одинаковом с нами положении [сострадание из-за невинного, а страх из-за находящегося в одинаковом положении]. Цитата Как следует вызывать сострадание и страх. Какие мифы должен брать поэт сюжетом для своего произведения. Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами. Цитата Чувство страха и сострадания может быть вызываемо театральной обстановкой, может быть вызываемо и самим сочетанием событий, что гораздо выше и достигается лучшими поэтами. Фабула должна быть составлена так, чтобы читающий о происходящих событиях, и не видя их, трепетал и чувствовал сострадание от того, что совершается. Что такое трагедия: Цитата "Видов трагедии четыре. Столько же указано нами и частей. Трагедия запутанная, которая целиком состоит из перипетии и узнавания. Трагедия патетическая, например, «Эанты» и «Иксионы». Трагедия нравов, например, «Фтиотиды» и «Пелей». Четвертый вид — трагедия фантастическая, например, «Форкиды», «Прометей» и все те, где действие происходит в преисподней". Цитата "Различие и сходство между трагедиями следует определять, быть может, не по отношению к фабуле, а принимать во внимание сходство завязки и развязки". Цитата "Следует также помнить о том, о чем часто говорилось, и не придавать трагедии эпической композиции. Эпической я называю состоящую из многих фабул, например, если какой-нибудь (трагик) будет воспроизводить все содержание «Илиады». Чего так и не нашел, хотя и старался - про "катастрофы", то есть драматическую перепитию приводящую героя к падению и потери всего важного для него. Хотя вполне возможно под "катастрофой" филологи понимают, что Аристотель называет "страданием"? ![]() Цитата "Итак, упреки (поэтическим произведениям) бывают пяти видов: в том, что изображено невозможное, или невероятное, или нравственно вредное, или противоречивое, или несогласное с правилами поэтики. А опровержения — их двенадцать — должны рассматриваться с перечисленных точек зрения". Например: Цитата "Во-первых — по отношению к самому искусству. Говорят: представлено невозможное. Да, допущена ошибка, но (искусство) право, если оно достигает своей цели. Ведь цель достигается, если таким образом оно делает ту или иную часть рассказа более потрясающей". Что позабавило, Аристотель в самом начале, как и принято в современных учебниках пообещал рассказать: Цитата "О сущности поэзии и ее видах — о том, какое значение имеет каждый из них, как следует слагать фабулы для того, чтобы поэтическое произведение было хорошим, из скольких и каких частей оно должно состоять, а также о других вопросах, относящихся к той же области, будем говорить, начав, естественно, сперва с самого начала". В итоге, я не знаю, почему писателям рекомендую читать "Поэтику", в этой работе нет ничего полезного для создания современной литературы. Да, нужно признать, что перипитии, узнавание, катарсис вошли в современную теорию. Но сейчас "Поэтика" представляет интерес, пожалуй, да и то, только исторический, для профессиональных филологов. Может быть кто-то читал "Поэтику и выскажет иное мнение о этой работе. Будет очень интересно. |
|
|
![]()
Сообщение
#356
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2020 Регистрация: 1.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
пытался читать, впечатления сложились примерно аналогичные)
|
|
|
![]()
Сообщение
#357
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Рецензия на книгу "Поэтика", Аристотель <...> В итоге, я не знаю, почему писателям рекомендую читать "Поэтику", в этой работе нет ничего полезного для создания современной литературы. Да, нужно признать, что перипитии, узнавание, катарсис вошли в современную теорию. Но сейчас "Поэтика" представляет интерес, пожалуй, да и то, только исторический, для профессиональных филологов. Может быть кто-то читал "Поэтику и выскажет иное мнение о этой работе. Будет очень интересно. Как хорошо все-таки, когда кто-то может за тебя прочесть и сжато изложить. ![]() Но на самом деле, загляните на конкурс на этом форуме. Посмотрите, много ли рассказов отвечают хотя бы элементарным канонам литературы? Имеют стандартную структуру: завязка, кульминация, развязка. Внешний и внутренний конфликт, с которым должен столкнуться герой. Имеют ли авторы представление о стилистике, о том, как избегать громоздких фраз, глаголов-связок. Единицы. И при этом читатели кричат: вау, это здорово и голосуют за рассказы, которые всего этого не имеют. Это ведь тоже довольно большой срез читателей. Будем так говорить, репрезентативная выборка. Многие вообще решили обойтись без финала и совсем мало авторов, которые сделали в рассказе кульминацию. Нет, монотонный текст, описательный. Порой даже без диалогов. |
|
|
![]()
Сообщение
#358
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Рецензия на статьи Виктора Шкловского "Техника писательского мастерства" (1927) и "Развертывание сюжета" (1921)
Виктор Шкловский (1893-1984)- советский литературовед, писатель, сценарист, критик. Основные теоретические работы о литературе Шкловский написал в 1916-1929-х годах, благодаря которым стал идеологом русского формализма. Одна самых показательных цитат для Шкловского: Цитата "Советская власть научила литературоведение разбираться в оттенках говна". "Развертывание сюжета" (1921) В этой статье Шкловский рассказывает о принципах построения новелл. В частности он выделил такой способ создание сюжета, как "нарастание мотивов". Этот способ можно было бы назвать сейчас усложнение перепитий или "повышение ставок", если бы Шкловский указал бы на связь "ступеней". но он об этом не говорил. Возможно это следствие популярного типа романа-фельетона, который писался по главе в каждом выпуске газеты или журнала. Авторам успешных романов приходилось растягивать сюжет, что достигалось за счет дополнительных подсюжетов, только отдаленно связанных с основным. Цитата "В частности я наметил тип ступеньчатого нарастания мотивов. Такие нарастания по существу своему бесконечны, как бесконечны и авантюрные романы, на них построенные. Отсюда все эти бесчисленные томы Рокамболя, а также и „Десять лет спустя“ и „Двадцать лет спустя“ Александра Дюма. Отсюда же необходимость эпилога в таких романах". Естественно, что в романах-фельетонах нужно подвести итог многочисленным сюжетам и объяснить их связь друг с другом. "Мотивом" в начале века называли минимальную повествовательную единицу, из которых формируется сюжет. В настоящее время "мотив" назвали бы эпизодом, но в начале века мотив, в соответствии теориями Веселовского считался происходящим из первобытной обрядности. Правда, Шкловский, как идеолог формалистов выводил мотивы из внутренних законов сюжетосложения. Интересно, что в это же время Владимир Пропп написал "Морфологию волшебной сказки" (1927), где также анализировал структуру сказочных сюжетов. Работы Проппа стали базовыми для структуралистов и фольклористов. Пропп выводил сюжеты сказок из первобытных ритуалов. Кстати сказать, современные фольклористы ведут международный каталог сказочных сюжетов, чтобы найти параллели в фольклоре разных стран, сейчас в каталоге примерно 1200-2000 сюжетов. Кроме того, автор указывает на характерный для 18-19 века способ создание сюжета, как обрамляющий сюжет. Напомним, что в то время автор был почти всегда участником произведения - рассказчик, который давал характеристики героям, оценку событиям, напрямую обращался к читателям и пр. Не знаю почему, но Шкловский заострил внимание на том, что новелла должна заканчиваться свадьбой. Возможно, это о том, что в книге должны быть закончены все сюжетные линии и даны ответы на все вопросы. Цитата "Но обычно все нагромождение новелл охватывается какой-нибудь обрамляющей новеллой. В авантюрном романе очень часто, кроме похищения и узнавания, в качестве основной новеллы берут и мотив затрудненной, но совершающейся свадьбы". Цитата "Но что же нужно для новеллы, чтобы она осозналась как что-то законченное? При анализе легко увидеть, что кроме построения типа ступеней есть еще построение типа кольца или, лучше сказать, петли. Описание счастливой взаимной любви не создает новеллу или если и создает, то только будучи воспринято на традиционном фоне описаний любви с препятствиями. Для новеллы нужна любовь с препятствиями. Например, А любит Б, Б не любит А; когда же Б полюбила А, то А уже не любит Б". Цитата "Обычно новелла представляет из себя комбинацию кольцевого и ступеньчатого построения, усложненного развертыванием". Цитата "Обрамление было широко использовано в плутовских романах". Еще один способ создание сюжета - параллельные сюжеты. Цитата "Особый прием образования новеллы есть прием параллели". Вот собственно говоря и все. "Техника писательского мастерства" (1927) В этой статье, в отличие от теоретической первой, автор решал прагматическую задачу обучения основам литературы и писательской техники МТА того времени - бывших рабочих и крестьян, массово решивших стать писателями. Поэтому Шкловскому, как и ранее рассмотренному Горькому, приходится рассказывать о простых вещах не углубляясь в теорию. Шкловский сетует на большое количество писателей, чтобы он сказал сегодня о 200 тысяч авторах на самиздаете? ![]() Цитата "Три тысячи писателей Сейчас несколько тысяч писателей. Это очень много". Цитата "Современный писателъ старается стать профессионалом лет 18-ти и не иметь другой профессии, кроме литературы. Это очень неудобно, потому что жить ему при этом нечем. В Москве он живет у знакомых пли в Доме Герцена на лестнице. Но Дом Герцена не может вместить всех желающих, потому что, как я говорил, их тысячи. Это небольшое несчастье, потому что можно было бы построить специальные казармы для писателей,—находим же мы, где разместить допризывников". Шкловский предлагает начинающим писателям научится анализировать успешные романы, много читать, не копировать известные романы, а создавать свое оригинальное. Цитата "Нужно прежде всего научиться расчленять произведения. Сперва самым простым способом отделить описание природы от характеристики героев, затем писатель должен посмотреть, как говорят герои: монологами, т.-е. говорит ли один долго, или они перебрасываются фразами, посмотреть, как связан разговор какого-нибудь героя с его характером. Посмотреть, где завязка произведения, с чего начинается история, развитие которой представляет ту пружину, ведущую весь роман. Посмотреть, сразу развязывается эта история. Посмотреть, есть ли вставные истории и как сделана развязка. Вот эта исследовательская работа над чужим произведением очень важна для того, чтобы писатель мог сохранить свою самостоятельность. У нас есть молодые писатели, которые боятся читать других писателей, чтобы не начать им подражать,—это, конечно, совершенно неправильно, потому что писать вообще без всякой формы нельзя". Цитата "Всякий способ начала литературного произведения есть уже результат опыта тысячи людей до нас". Вполне современный совет: Цитата "Нужно не называть вещи, а показывать их". Отдельно советы для газетных публикаций, например: Цитата "Например, привычно везде описывать кулака толстым, а письма крестьян, которые присылаются в ту Яхе «Крестьянскую Газету», говорят о том, что кулак-то худой. И вот, представьте себе, какой-нибудь человек поедет искать в деревню кулака. Думая, что кулак толстый, он просто не узнает врага в костлявом, долговязом мужике". Еще один полезный совет: Цитата "Не нужно украшать заметку деловым сообщением о том, как растет рожь, описанием неба и упоминанием о том, что оно голубое, а земля черная. Нужно посмотреть, на самом ли деле земля черная, или может быть, коричневая, или серая, и имеет ли отношение, вот в данном случае, небо к земле". Цитата "Если вы хотите описать хозяйчика, который угнетает рабочего, то не называйте его сразу хозяйчиком, а покажите его в работе; сообщите о нем что-нибудь, а потом и пропишите, что это хозяйчик. Нужно итти от описания к называнию, а не от называния к описанию". О писательской технике: Цитата "Вот вам совет, который мы, профессиональные писатели, часто даем друг другу; начинайте с середины, с того самого места, которое у вас выходит, в котором вы знаете, что написать. Когда напишете середину, то найдется и начало и конец или самая середина окажется началом". Цитата "Еще одно практическое замечание: каждому человеку, когда он начинает писать, хочется бросить все и уйти, кажется, что ничего не выходит. Нужно уметь д о с и ж и вать. Гоголь говори.!, что если ничего не выходит, то сиди и пиши о том, что ничего не выходит, на не уходи от стола. Горький сидит за столом по часам. Он рассказывает, что для написания первого рассказа «Макар Чудра» его запер на ключ приятель А. М, Калюжный". Слово "досиживать" выделено разрядкой в книге. А какой-то читатель это место еще и подчеркнул ![]() Цитата "Накапливайте слова. Всеволод Иванов по совету Горького записал больше 5 тысяч сибирских слов, а у самого Алексея Максимовича были записаны не только слова, но и заметки: какая птица в каком часу кричит и поет, и это представляет только одну сотую или меньшую часть тех записей, которые полезно иметь писателю. Таким образом, автор статей заготовляет факты, цифры, выражения; беллетрист больше заготовляет изобразительные средства, детали описания, удачные слова, но оба работают не сразу, а имея уже на руках какой-то полуфабрикат". Цитата "Пишите точно и простыми фразами. Что касается строения фраз, то для начинающих самый лучший совет такой: пишите проще, не путайтесь в придаточных предложениях, следите за тем, чтобы в фразе было подлежащее и сказуемое, чтобы можно было понять, о чем говорится, и скорей торопитесь к точке". Цитата "О чем писать? В рассказах, которые мы получаем от рабкоров, большой материал посвящен рабкорам же. Таким образом, получается следующее явление: люди пишут сами о себе. Таким не достатком страдают и современные писатели-профессионалы, которые слишком много пишут друг о друге и о собственных переживаниях". Забавно, что в Голливуде, считается, что самый популярный сюжет, который получают студии, - о начинающем сценаристе, который приезжает в Голливуд и пытается продать свой сценарий, и его злоключениях. Неожиданно встретил упоминание "чубаровского дела": Цитата "Цель сюжета. Возьмем, например, описанпе преступления в Чубаровском переулке. Само по себе описание этого ужасного случая будет носить характер обвинительного акта. Но если, например, оказалось бы, что, внезапно, один из насильников узнал, что насилуемая, это — женщина, которую он любил, или родственница, то внесение такого мотива в вещь придало бы ей сюжетное строение, сделало бы ее сюжетным рассказом,—только банальным". Напомню, что "чубаровское дело" это жестокое групповое изнасилование совершенное в 1926 году. Общесоюзный резонанс и освещение в газетах преступление получило потому что совершили его в советской стране рабочие, в том числе и комсомольцы, что несколько противоречило теоретическому постулату об отсутствии преступлений в пролетарском государстве. Произошло следующее: 22 августа на Лиговском проспекте (Ленинград) поздно вечером на возвращающуюся домой 20-летную работницу напала семь хулиганов и изнасиловала ее. Затем к этим насильникам подошли другие прохожие и на протяжении трех часов в насиловании приняло участие более 30 человек. По закону насильникам полагалось дать по 5 лет, но дали семерым расстрел, остальным - года до десяти лет. Суд приписал преступникам политический бандитизм: ведь пострадавшая собиралась идти на рабфак учится на агронома, а значит хулиганы совершили покушение на жизнь и здоровье советского специалиста. Очень забавно Шкловский подает аристотелевский прием "узнавание" и трагедию Софокла "Эдип". Цитата "Этот прием, про который я сейчас рассказывал, очень распространен: есть сотни народных песен о том, что отеи нечаянно убил своего сына и только потом его узнал, есть десятки рассказов о том, что мужчина обладал женщиной, а потом она оказалась его дочерью или сестрой. Создавая сюжетный рассказ, вовсе не нужно непременно пользоваться вот этой самой мотивировкой приема, а тут нужно понять сущность приема, который основан на том, что в средине рассказа отношеиие к вещам, благодаря изменившемуся положению, само изменяется, и вещь осмысливается внезапно совершенно другим образом". О новеллах: Цитата "Новелла же или рассказ тайн основана на загадке, которая разгадывается только в конце вещи. Чаще всего этот прием употребляется и легче всего его проследить в рассказах о сыщиках: там дается преступление обычно в начале рассказа, потом дается сперва ложная разгадка этого преступления, потом начинают подкапливаться факты и улики и кто-нибудь дает, наконец, настоящую разгадку вещи". Цитата "Чего мы добиваемся, применяя в вещи прием тайны? Читатель ждет развязки, мы же оттягиваем развязку- Вносятся все новые и новые подробности. Эти подробности, введенные в роман, испытывают давление сюжетной стороны вещи. В английском романе прием тайн помог ввести в произведенпе большое количество бытового материала. О взаимодействии характера и сюжета. Цитата "Развертывание произведения. Создание характеров. В процессе развертывания очень часго вещь принимает совершенно другую форму. Герои не просто разыгрывают действие, но и изменяют действие. Если мы возьмем какую-нибудь сюжетную схему, то в зависимости от того, какие герои ее будут ((исполнять», вещь совершенно изменится. Очень часто в процессе работы у писателя герой выходит совсем не таким, каким намечался". О поэзии, которая как и сейчас, тогда не пользовалась популярностью Цитата "О стихах и о том, почему их не стоит писать Стихи пишут очень многие. Из грамотных людей редко кто избежал этой повинности и почти каждый сложил несколько стихотворных строк. Редакции всех газет завалены совершенно. Хороших технически грамотных стихов присылаются сотни. Поэтов, умеющих писать и могущих быт напечатанными,— тысячи, а потребителей на товар, который они производят очень мало или почти нет". Еще одно очень современное замечание: Цитата "Нужно предупредить начинающего писателя еще об одной опасности. Сравнительно легко написать первую книгу. Первую книгу пишем не умением, а тем запасом знаний событий, которые есть у каждого человека, и особенно у человека, пережившего революцию". ну и напоследок: Цитата "Последний совет. Как можно чаще перечитывайте то, что вы пишете". Итог, работы Шкловского несомненно представляют интерес для филолога, правда в большей степени исторический. Современный писатель мало что найдет полезного в этих статьях. |
|
|
![]()
Сообщение
#359
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 65 Регистрация: 2.10.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Но на самом деле, загляните на конкурс на этом форуме. Посмотрите, много ли рассказов отвечают хотя бы элементарным канонам литературы? Имеют стандартную структуру: завязка, кульминация, развязка. Внешний и внутренний конфликт, с которым должен столкнуться герой. Имеют ли авторы представление о стилистике, о том, как избегать громоздких фраз, глаголов-связок. Единицы. И при этом читатели кричат: вау, это здорово и голосуют за рассказы, которые всего этого не имеют. Это ведь тоже довольно большой срез читателей. Будем так говорить, репрезентативная выборка. Подобное наблюдается и во многих романах совр. рос. авторов, и это не мешает им быть популярными, многотиражными. А попытайтесь покритиковать, скажут "читают? читают! Значит, все ок, а структура тут ни при чем". Вывод: талант в землю не зароешь и все теории - ерунда, так получается? Или читатель нонче такой пошел?(не буду уточнять) |
|
|
![]()
Сообщение
#360
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Подобное наблюдается и во многих романах совр. рос. авторов, и это не мешает им быть популярными, многотиражными. А попытайтесь покритиковать, скажут "читают? читают! Значит, все ок, а структура тут ни при чем". Вывод: талант в землю не зароешь и все теории - ерунда, так получается? Или читатель нонче такой пошел?(не буду уточнять) Лениво мне спорить, но на самом деле вы опять подменяете понятия - коммерческий успех и талант. Это не всегда синонимы. Потому что самым популярным пользуется простое и посредственное. Для более сложного и изящного нужен уровень подготовки. Если у человека есть определенный уровень: хорошо развитый эстетический вкус, интеллект, знания, то он вполне может смотреть/читать и что-то примитивное. Но если у человека все это не развито, он может только смотреть/читать примитивное. Поэтому проще писать для всех/толпы, тогда популярность будет выше. Можно каждым произведением немного поднимать планку выше, а можно ее плавно снижать. В советское время планка была выше за счет цензуры и соцреализма. Тогда пошлятина и безвкусие все-таки не проходили. Когда цензуру сняли, оказалась одна цензура: бабло. А бабло проще зашибать на примитивном. Проще продать тыщу гамбургеров, чем десяток изысканно приготовленных блюд. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 22.6.2025, 0:46 |