Как написать идеальную сцену в романе |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Как написать идеальную сцену в романе |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
Отрывок из статьи:
Цитата Мне доводилось тренировать несколько писателей и основной проблемой для них было написание правильных МРЭ. Решение, которое я им предложил было следующим: они должны были тщательно проработать несколько глав так, чтобы каждая из них была цепочкой идеальных МРЭ. После нескольких глав техника давалась им все легче и легче. Затем я потребовал, чтобы они полностью переписали свои романы в этом порядке. Это ужасно тяжелая работа, но те, кто выжил после Школы молодого бойца, превратился в писателя совсем иного порядка. Правильно выстроенные МРЭ — это волшебный ключ к написанию неотразимой художественной литературы. Можете верить, можете нет. Попробуйте и увидете сами. Для начала нам потребуется углубиться в теорию. Вы будете писать свои МРЭ, сменяя то, что ваш герой видит (Мотивация), на то, что он делает (Реакция). Это очень важно. Мотивация — это внешняя, объективная причина действия героя, что-то такое, что ваш герой может видеть (слышать, обонять или чувствовать). Вот простой пример: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека. Отмечаем главные события: они объективны. Мы представляем Мотивацию так, как будто она снимается на видеокамеру. Ничто не показывает, что мы смотрим на сцену с точки зрения Джека. Реакция имеет внутреннее и субъективное начало и вы представляете ее в том виде, как видит события ваш герой — изнутри. Реакция никогда не должна идти в одном абзаце с Мотивацией — иначе вы рискуете запутать читателя, а читатели этого очень не любят. Реакция всегда более сложна, чем Мотивация. Когда вы видите тигра, в первые доли секунды вы можете испытать только одно чувство — страх (пока у вас есть время только на рефлекс). Но вскоре вы уже будете способны реагировать разумно: что-то сделать, о чем-то подумать, что-то сказать. Вы должны предствить перечень реакций вашего героя именно в этом порядке, иначе вы уничтожите иллюзию реальности. Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!" Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции: Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно. Рефлекс: Он вскинул ружье... Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания. Рациональное действие и речь: ... прицелился и нажан на курок. "Сдохни, скотина!" Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний. Из Реакции можно вычеркнуть одну или две части. Однако существует важное правило: какие бы части вы ни сохранили, они должны идти в правильном порядке. Если это Чувство, оно должно идти вначале. Если это Рефлекс, он никогда не должен идти впереди Чувства. Если это Рациональное Действие, оно всегда должно идти последним. После Реакции идет другая Мотивация. Нельзя написать одну МРЭ и вздохнуть с облегчением. Вы должны написать еще, еще и еще. Реакция, которую вы только что описали, приведет к новой Мотивации, которая опять будет внешней и объективной, и которую вы опишете в отдельном абзаце. Продолжаем начатый пример: Пуля задела левое плечо тигра. Кровь хлынула из раны. Тигр пошатнулся, взревел и вновь прыгнул на Джека. Пишите каждую Причину и Следствие как череду МРЭ. Все, что не выглядит как МРЭ, следует вычеркнуть. Нельзя оставлять ни одно предложение, которое не несет в себе нужной информации. Вероятно, вы думаете, что никто не сможет писать, следуя этим правилам. Вы попробавали и теперь сидите перед компьютером, боясь пошевелиться лишний раз, чтобы не нарушить ПРАВИЛО. Ну что ж, случилось то, что называется писательской блокировкой. В этом случае позвольте мне раскрыть последний секрет написания идеальной сцены. Забудьте все правила. Напишите главу в обычной манере. Чувствуете себя лучше? Творческий процесс — это создание истории из ничего. Это тяжелая работа, это интересно, это никак не структурировано. Поступайте так и не сожалейте о правилах. После того, как вы закончите с творчеством, отложите главу на некоторое время. Позже вы отредактируете ее, но сейчас еще не время. Сделайте что-то еще. Сходите в боулинг. Проведите время с теми надоедами, которые живут в вашей квартире (вы все еще помните их в лицо?). Сделайте что-то, что не относится к Написанию Книги. Позже, когда вы будете готовы к анализу написанного, вернитесь за компьютер. Соберитесь с духом. Редактура — это процесс, противоположный Творчеству, и это всегда деструктивное действие. Проанализируйте текст, который вы только что написали. Что это Причина или Следствие? Или ни то и не другое? Если это Причина, проверьте, есть ли в ней Цель, Конфликт и Катастрофа. Обозначте каждую из них в отдельно взятом предложении. Аналогично, если это Следствие, то обозначте Реакцию, Дилему и Решение. Если вы не можете отнести текст ни к Причине, ни к Следствию, выкидывайте эту графомань. Возможно, потом вы придумаете как ее использовать в качестве соннета, лимерика или технической инструкции, но этот кусок текста не является художественной литературой, и на свете не существует способа сделать его таковой. Теперь, когда вы знаете, что вы написали — Причину или Следствие, перепишите ее МРЭ за МРЭ. Следите, чтобы каждая Мотивация была отделена от Реакции. Проанализируйте каждую Мотивацию и удостоверьтесь, что все они объективны и имеют внешние причины. Забудьте о милосердии. Нельзя испытывать жалость к тому, что отравляет ваше произведение. Убейте все лишнее или оно убьет вас. Теперь удостоверьтесь, что каждая Реакция является субьективной и имеет внутренние причины, которые кроются в сердце героя. Проследите, чтобы все они шли в правильном порядке. После того, как вы закончите, займитесь редактурой стиля, грамматики, пунктуации и всего остального. Поздравляю, вы написали идеальную сцену. Теперь делайте все то же самое снова и снова, пока не закончите книгу. Рэнди Ингермансон (с) писатель, автор спецкурса по писательскому мастерству Читали? Пробовали так писать? |
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Гениальный извозчик ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 23158 Регистрация: 6.10.2013 Вставить ник Цитата Из: МБГ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
Что такое МРЭ? Мотивационно-реакционные элементы: мотивация и реакция Сцена: Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека. Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!" Тигр соскочил с дерева и бросился на Джека - Мотивация (или обстановка, что видит герой) Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. - Реакция (чувство, действие, как реагирует на то, что видит) "Сдохни, скотина!" - Реакция (речь, осознает и оценивает то, что видит). Все что не относится к МРЭ - лишнее. И все реакции должны быть выстроены именно в таком порядке. |
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
![]() I have a dream, It's got a full head of steam! ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3238 Регистрация: 11.10.2013 Вставить ник Цитата Из: Омск ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#5
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата Продолжаем пример: Волна адреналина прошла по телу Джека. Он вскинул ружье, прицелился и нажал на курок. "Сдохни, скотина!" Теперь давайте проанализируем. Примечаем все три части Реакции: Чувство: Волна адреналина прошла по телу Джека. Чувства прописываются в первую очередь, потому что они возникают почти мгновенно. Рефлекс: Он вскинул ружье... Это происходит во вторую очередь как результат страха. Инстинктивный результат, который не требует обдумывания. Рациональное действие и речь: ... прицелился и нажан на курок. "Сдохни, скотина!" Это происходит в самую последнюю очередь, после того, как у Джека появляется время, чтобы обдумать свои действия. Он нажимает на курок — рациональный ответ на опасность. Он говорит — выражение его внутренних переживаний. Нет, не пробовали. Потому что во-первых, нажимают на спусковой крючок. А во-вторых, рефлекс и чувство идут одновременно. И даже чувство - это рефлекторные понятия. Вообще, человек на 90% состоит из инстинктов. ![]() Если охотник будет вскидывать ружье не одновременно со своим инстинктом, то тигр его сожрет. ЗЫ А шо тигры действительно по деревьям лазают? ЗЫ ЗЫ Хотя я читала у Ожегова, что действительно в худ.лит-ре все нажимают именно на курок. Хотя это не верно. Курки взводят, а у охотничьего ружья зачастую и курка-то нет, а только затвор. |
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#7
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
Отделяйте главное от второстепенного. Умейте отличать форму от наполнения.
Не важно на что жмут, умеют ли тигры прыгать по деревьям, как в жизни происходит процесс отражения-восприятия. Важно, как автор статьи строит сцену. Почему он так строит. Что за этим построением стоит. К какому результату приведет. Есть ли во всем этом рациональное зерно. А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли. |
|
|
![]()
Сообщение
#8
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Не может вся книга состоять из одних МРЭ. Получится какой-то трэшевый слэшер.
|
|
|
![]()
Сообщение
#9
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли. Я, если честно, в штаны бы наложил, если б на меня с дерева спрыгнул тигр во время прогулки по саванне. Будь один, помчался бы прочь, как бешенная антилопа. Будь с женой и детишками, жал бы на курок, точно сумасшедший, пока жена с детишками бежали бы прочь. Точно антилопы. |
|
|
![]()
Сообщение
#10
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Отделяйте главное от второстепенного. Умейте отличать форму от наполнения. Не важно на что жмут, умеют ли тигры прыгать по деревьям, как в жизни происходит процесс отражения-восприятия. Важно, как автор статьи строит сцену. Почему он так строит. Что за этим построением стоит. К какому результату приведет. Есть ли во всем этом рациональное зерно. Это легко сказать, но трудно сделать. Я заметила, что большинство прекрасно без этого обходятся. Цитата А блеснуть знаниями относительно курка и тигров можно, но надо ли. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#11
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
Не может вся книга состоять из одних МРЭ. Получится какой-то трэшевый слэшер. В таком жестком соответствии не может. Но текст состоит именно из различных вариантов таких сцен. М.А. Булгаков "Стальное горло" ...МРЭ1: И тогда внизу раны откуда-то хлынула темная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. (Мотивация) Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны (Реакция, рациональное действие), МРЭ2 но ничего не выходило (Мотивация). Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. (Реакция, чувство). В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь (Реакция действие). МРЭ3: Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. (Мотивация). Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло (Реакция, действие). И к концу второй минуты я отчаялся его найти (Реакция, чувство) «Конец, — подумал я, — зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» (Реакция, оценка) Акушерка молча вытерла мой лоб. «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать», — так подумал я (Реакция оценка продолжается), и МРЭ4 мне представились глаза матери (Мотивация). Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку (Реакция, действие). МРЭ5: Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло (Мотивация) ... И т.д. Понимание принципов построения сцены помогает ее упорядочить. Особенно эмоционально насыщенные сцены, напряженные, с экшеном. |
|
|
![]()
Сообщение
#12
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#13
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
В таком жестком соответствии не может. Но текст состоит именно из различных вариантов таких сцен. М.А. Булгаков "Стальное горло" ...МРЭ1: И тогда внизу раны откуда-то хлынула темная кровь и мгновенно залила всю рану и потекла по шее. Фельдшер тампонами стал вытирать ее, но она не унималась. (Мотивация) Вспоминая все, что я видел в университете, я пинцетами стал зажимать края раны (Реакция, рациональное действие), МРЭ2 но ничего не выходило (Мотивация). Мне стало холодно, и лоб мой намок. Я остро пожалел, зачем пошел на медицинский факультет, зачем попал в эту глушь. (Реакция, чувство). В злобном отчаянии я сунул пинцет наобум, куда-то близ раны, защелкнул его, и кровь тотчас же перестала течь (Реакция действие). МРЭ3: Рану мы отсосали комками марли, она предстала передо мной чистой и абсолютно непонятной. Никакого дыхательного горла нигде не было. Ни на какой рисунок не походила моя рана. (Мотивация). Еще прошло минуты две-три, во время которых я совершенно механически и бестолково ковырял в ране то ножом, то зондом, ища дыхательное горло (Реакция, действие). И к концу второй минуты я отчаялся его найти (Реакция, чувство) «Конец, — подумал я, — зачем я это сделал? Ведь мог же я не предлагать операцию, и Лидка спокойно умерла бы у меня в палате, а теперь умрет с разорванным горлом, и никогда, ничем я не докажу, что она все равно умерла бы, что я не мог повредить ей…» (Реакция, оценка) Акушерка молча вытерла мой лоб. «Положить нож, сказать: не знаю, что дальше делать», — так подумал я (Реакция оценка продолжается), и МРЭ4 мне представились глаза матери (Мотивация). Я снова поднял нож и бессмысленно, глубоко и резко полоснул Лидку (Реакция, действие). МРЭ5: Ткани разъехались, и неожиданно передо мной оказалось дыхательное горло (Мотивация) ... И т.д. Понимание принципов построения сцены помогает ее упорядочить. Особенно эмоционально насыщенные сцены, напряженные, с экшеном. Вот почему-то Булгакому это все прощаешь именно в Записках молодого врача. Но почему? |
|
|
![]()
Сообщение
#14
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#15
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#16
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#17
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
Нашли дилетанта. Я чуть чай на клавиатуру не пролила Да ну. Я прекрасно отношусь к Булгакову. Записки врача считаю прекрасными. Мастера читаю сейчас - нормално, местами прекрасно, местами нет. Но надо иметь в виду, что этот роман по частям собирала его жена после его смерти. Но, сказать по правде, мне он не пример подражания. |
|
|
![]()
Сообщение
#18
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#19
|
|
![]() Честь и совесть нашей эпохи ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6133 Регистрация: 4.9.2013 Вставить ник Цитата Из: Кёге, Дания ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#20
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
Отлично!
![]() |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 21.6.2025, 11:15 |