Как начать? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Как начать? |
![]()
Сообщение
#181
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
1.Замысел - сам по себе упорядоченная информация. Во-первых, замысел - это скорее зародыш сюжета, чем структурированная система. И как из этого проистекает необходимость вначале выстроить подробный план и схему? А сами по ходу написания и редактирования они сформироваться принципиально не могут? ![]() Лично я считаю, что композиция - штука в большей степени именно интуитивная, чем конструкционная, и проистекает от замысла, зачастую выстраиваясь сама собой в соответствии с эстетическим представлением автора и его, выражаясь пафосно, литературным чувством. Т. е. что она в общем случае вторична, а не первична, как заявляете вы. Вначале в любом случае появились тексты, а уж потом, на основе их анализа, - схемы и все тому подобное. ![]() 2.Они не умеют рассказывать, а мы учимся вариабельности. Некоторые "неумейки" так выстраивают канву своего самого бытового повествования о какой-нибудь прошедшей пьянке, что диву даешься. ![]() То есть я не хочу сказать, что учиться не нужно, я лишь говорю о том, что предварительное планирование и схема - вещи отнюдь не строго обязательные для автора. |
|
|
![]()
Сообщение
#182
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
План возникает сам, подсознательно: "а напишу-ка я о любви..." - это уже схема, вопрос только в детализации. Композиция - это следующий этап, более детальный - общая форма подачи текста: конструкция (линейное изложение, пунктир...), выбор фокала рассказчика (нарратора): первое ли это лицо или всезнающий автор, влезающий в головы персонажам... Далее непосредственно план - фабула (причинная связь событий), а уж потом сюжет. Это может происходить спонтанно, неочевидно для самого автора - считаться озарением, приступом вдохновения - вот прям как снежинки из темного облака бездумности посыпались слова, а можно воспринимать процесс осознанно, как очевидную последовательность мышления, и следовать ей осмысленно. Иначе походит на банальную мастурбацию: сидит идиот в блаженном бездумье, теребит воображаемые гениталии и ждет, когда брызнет тугая струя откровения.
Любой автор подсознательно копирует построение прочитанного им, Почему советуется больше читать. Но есть нюанс, кроме разнообразия схем, требуется знание как они сделаны. Разумно ведь, если жаришь котлеты - знать, как это делается. |
|
|
![]()
Сообщение
#183
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
это уже схема, вопрос только в детализации Ну, ваше определение схемы какое-то очень нестандартное, судя по всему. ![]() Это может происходить спонтанно, неочевидно для самого автора - считаться озарением, приступом вдохновения В чем и суть. ![]() ![]() Но есть нюанс, кроме разнообразия схем, требуется знание как они сделаны. Слово "требуется" предполагает обязательность. А это знание не обязательно совершенно. Важнее эстетический вкус. Который не измеришь, увы. ![]() Разумно ведь, если жаришь котлеты - знать, как это делается. Это демагогическое сравнение. ![]() Иначе походит на банальную мастурбацию: сидит идиот в блаженном бездумье, теребит воображаемые гениталии и ждет, когда брызнет тугая струя откровения. Это тоже явная демагогия. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#184
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Но вы ведь анализируете свое состояние по утрам. Почему этого не делать в творчестве?
|
|
|
![]()
Сообщение
#185
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Но вы ведь анализируете свое состояние по утрам. Э-э. Организм самостоятельно проводит самодиагностику, ему для этого сознательное вмешательство разума и долгие осмысления не нужны. ![]() ![]() Почему этого не делать в творчестве? Разве я сказал, что этого делать не надо? ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#186
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Слово "требуется" предполагает обязательность. А это знание не обязательно совершенно. Важнее эстетический вкус. Интуитивный хирург - можете представить? Много читал, и решил попробовать себя в иссечении кисты. Такой вот энтузиаст. Почему же литератор не смешон так же, когда берется бездумно за перо? |
|
|
![]()
Сообщение
#187
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#188
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#189
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Искусство - вообще не та сфера, где можно говорить о необходимости наличия каких-то специальных знаний. Они желательны, но не обязательны. Почему - см. выше.
![]() ![]() дело подразумевает навык Навык не равен знанию. ![]() И уж тем более здесь нельзя заявлять, что какой-то подход к творчеству правилен, а какой-то - принципиально нет. Хотя в отношении хирургии это справедливо. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#190
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Да не, это у вас демагогическая - Булгаков еще как изучал, разве не знаете. Книгу его жены читали? А про необязательность знаний совсем толсто, кто же в это поверит, если даже мастурбировать нужно учиться. Или вы интуитивно знали все наперед? Как там... руками водить. Прям с рождения.
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#191
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Да не, это у вас демагогическая - Булгаков еще как изучал, разве не знаете. Ну хорошо, пусть не Булгаков, других примеров нет, что ли? ![]() ![]() В случае с литературой ее теория порождается практикой, а вовсе не наоборот. А про необязательность знаний совсем толсто То есть вы считаете, что интуитивно в творчестве вообще ничего нельзя стоящего сделать? Или вы интуитивно знали все наперед? Как там... руками водить. Прям с рождения. Вы таки будете смеяться, но дети это реально чуть ли не с рождения умеют, загуглите. ![]() ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#192
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Ну хорошо, пусть не Булгаков, других примеров нет, что ли? ![]() ![]() В случае с литературой ее теория порождается практикой, а вовсе не наоборот. То есть вы считаете, что интуитивно в творчестве вообще ничего нельзя стоящего сделать? Вы таки будете смеяться, но дети это реально чуть ли не с рождения умеют, загуглите. ![]() ![]() 1.Теория литературы была еще у древних греков, лет так за четыреста до нашей эры - это сохранившиеся свидетельства, более ранних просто нет. Расписывал ли Булгаков? Один раз расписал, третий... десятый - потом можно не расписывать, я так думаю. Но само это не придет, надо качать мышцу. 2.Интуитивно вряд ли, нам просто трудно контроллировать процесс независимого мышления - не то, что называется: я сейчас думаю то, что думаю, - а фоновый процесс, который не тормозится попытками понять, чем занят разум. 3.Мастурбация - это понятно и доступно всем. Популизм. Я подстраиваю аргументы к нарочитой "уличной" убедительности. |
|
|
![]()
Сообщение
#193
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Теория литературы была еще у древних греков, лет так за четыреста до нашей эры - это сохранившиеся свидетельства, более ранних просто нет. Я в курсе. ![]() ![]() Один раз расписал, третий... десятый Таки это где-то документально отражено? ![]() Но само это не придет, надо качать мышцу. Или делать это интуитивно, тоже вариант. ![]() а фоновый процесс, который не тормозится попытками понять, чем занят разум Это и есть интуитивное творчество, в общем-то. Которое осознается лишь на поздних этапах процесса, вследствие чего и может восприниматься как некое озарение. ![]() Мастурбация - это понятно и доступно всем. Популизм. Я подстраиваю аргументы к нарочитой "уличной" убедительности. Да-да, конечно, здесь ведь собеседники все такого уровня, что иначе и не поймут. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#194
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 322 Регистрация: 20.9.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#195
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#196
|
|
Мастер интриги ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 644 Регистрация: 6.11.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Лично я считаю, что композиция - штука в большей степени именно интуитивная, чем конструкционная Уточните: у каких авторов она в большей степени интуитивная? Когда схемы выстраиваются подсознательно и по ходу деятельности, а вовсе не раскладываются во всех подробностях предварительно и намеренно. Этот подход ничем не хуже. ![]() Вообще-то хуже. Есть достаточно объективные критерии, по которым интуитивный подход планомерному сливает вчистую (например, скорость работы). А ситуаций, когда планомерный сливал бы интуитивному, не существует. Ну, и не думаете же вы, что композицию будущим писателям, литературоведам и пр. дают для общего развития? Более того, судя по всему, большинство классиков им и пользовались. Неужели кто-то взялся и посчитал-таки? Сомнительно, знаете ли. Опять же вот Фрэй полагает, что всё как раз наоборот. Он считает (и не без оснований), что те успешные писатели, которые утверждают, что планами не пользуются, просто кокетничают. Искусство - вообще не та сфера, где можно говорить о необходимости наличия каких-то специальных знаний. Они желательны, но не обязательны. Такой жир, что не могу удержаться и не процитировать Макки: «Разве вы, лелея мечту о сочинении музыки, сказали бы себе: „Я прослушал множество симфоний... к тому же умею играть на пианино... почему бы мне не набросать одну в эти выходные?“ Конечно же, нет. Однако именно так начинают многие сценаристы: „Я посмотрел огромное количество фильмов, и хороших, и плохих... у меня отличная оценка по английскому языку... к тому же скоро отпуск...“ Если вы захотите стать композитором, то сначала отправитесь в музыкальную школу, чтобы изучить теорию и практику, уделяя основное внимание жанру симфонии. После долгих лет усердных занятий вы постараетесь объединить полученные знания и собственные творческие способности, наберётесь смелости и попробуете что-нибудь сочинить. Многие начинающие авторы даже не подозревают о том, что написать хороший сценарий так же сложно, как и симфонию, а в чем-то даже сложнее: композитор имеет дело с математической точностью нотной грамоты, а мы погружаемся в беспорядочную материю под названием человеческая душа». Кстати, а что вы считаете специальными знаниями? Грамота — это уже специальные знания и умения или ещё нет? То есть вы считаете, что интуитивно в творчестве вообще ничего нельзя стоящего сделать? Мне кажется, ваш оппонент пытается сказать, что при прочих равных интуитивный подход проиграет плановому. На самом же деле - точно такой же продукт разума, как и тщательно выстроенные предварительные схемы. Ничем не хуже, просто механизм отличается. Как это — отличается механизм? И несколько большая гибкость, что тоже может давать определенный эффект. И что же эту гибкость обуславливает? А еще тут больше сказывается чувственное восприятие, из-за чего воздействие на читателя обычно сильнее. Почему вы так считаете? |
|
|
![]()
Сообщение
#197
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Уточните: у каких авторов она в большей степени интуитивная? У тех, кто полагается более на эстетическое чутье, чем на схемы.=) А ситуаций, когда планомерный сливал бы интуитивному, не существует. Существует. ![]() Ну, и не думаете же вы, что композицию будущим писателям, литературоведам и пр. дают для общего развития? "На писателей" не учат, кто бы там и что об этом ни говорил. Литературоведам теорию знать обязательно, я об этом уже сказал. ![]() Неужели кто-то взялся и посчитал-таки? Сомнительно, знаете ли. Черновики у многих из них остались, там вполне заметен ход творческого процесса обычно. «Разве вы, лелея мечту о сочинении музыки, сказали бы себе: „Я прослушал множество симфоний... к тому же умею играть на пианино... почему бы мне не набросать одну в эти выходные?” Конечно же, нет. Однако именно так начинают многие сценаристы: „Я посмотрел огромное количество фильмов, и хороших, и плохих... у меня отличная оценка по английскому языку... к тому же скоро отпуск...” Это точно такая же демагогия, и авторитет тут не катит. ![]() И то, и другое формируется не у всех либо же в разной степени. Например, я в музыкальном плане бездарен просто абсолютно, хотя музыку люблю, и изучение соответствующих дисциплин из меня бы композитора не сделало. ![]() К тому же, аналогия была бы справедливой, если бы повсеместно была распространена нотная грамота и сольфеджио. ![]() Поймите, я вовсе не занимаю позицию воинствующего невежества, о чем и сказал тут уже несколько раз.=) Я вообще-то филолог, и было бы крайне странно, если бы я столь пренебрежительно относился к теории литературы.=) Говорю лишь о том, что планирование возможно на разных уровнях, в том числе - и на интуитивном, что предварительный план и схема не всем авторам подходят в силу различной организации сознания. Творчество - достаточно сложный и индивидуальный процесс, тут невозможна унификация. Грамота — это уже специальные знания и умения или ещё нет? Еще нет, разумеется.=) Как и школьные уроки литературы, например. Мне кажется, ваш оппонент пытается сказать, что при прочих равных интуитивный подход проиграет плановому. Соль в том, что вы в "прочих равных" особенности ЦНС и психики не учитываете. ![]() Как это — отличается механизм? Механизм генерации. И что же эту гибкость обуславливает? Отсутствие жесткой схемы на раннем этапе.=) Почему вы так считаете? Потому что полностью сознательно, конструкционно давить на эмоции сложнее, хотя тоже можно, разумеется. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#198
|
|
![]() безграмадный сНежный котЭ ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 12427 Регистрация: 4.6.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
По сабжу:
Береш, ударяешь себя ап стену, затем идёшь к зеркалу и угрожающим голосом: - Сволоч, если сейчас же не начнёш еще раз получишь! Только больнее и по другому месту. Работает, 100% проверенно. |
|
|
![]()
Сообщение
#199
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Поделюсь опытом и раздумьями. Форма произведения понятна не всегда, да...
Что у каждого текста есть начало-середина-конец мы не сомневаемся, а вот чуть подробней - что и есть структура, мы не ориентируемся. Что такое середина текста? Кусок от вступления до финала, средняя точка, слово, или просто символ? Где кончается начало и начинается середина? где переходит в концовку? Внутри каждой части все-таки есть структура. Задумываю я, к примеру, нечто в жанре мистический реализм. Мышление у меня мальчиковое - оттого и мистичность проистекает не чувственными каналами, а сквозь практические загадки природы: всякие тунгусские метеориты и наследие Тесла... И вот я прикидываю: должна быть расписана телега(текст) от первого лица - для динамичной зрелищности событий, и фокал всевидящего автора - для пояснений того, что я в фантдопе сочинил. Пример: Можно сказать, что все началось с истории Мехмета Эфенди из Смирны — каббалиста, мистика и медиума, связанного с суфийским орденом Бекташи. Впрочем, до принятия ислама он звался Саббатай Цеви и был провозглашен Новым Мессией, спасителем рода человеческого. Сейчас, на обломках ”Андромеды”, среди смыкающихся высоко вверху скал, я пытаюсь заслониться воспоминаниями от неизбежного и надеюсь на чудо... В год, когда Хмель-Злодей одинаково занимал умы ашкеназов и сефардов, хасидов и литваков, заставляя забыть о противоречиях перед натиском погромщиков неистового Богдана; в год одна тысяча шестьсот шестьдесят шестой, когда чаялся уж переход власти в руки Христовы, и были бы возвращены из изгнания евреи, и слились с христианами в единой вере, в этот год, в сопровождении четырех раввинов, Мессия отправился в Константинополь... Все по плану, летающая тарелка 3-го райха, жалобный лепет очевидца, потом чисто авторская энциклопедичность... Добавить диалоги героев, подтянуть за трусы мораль и вот - вполне такой ударный текст получится на ровном месте. Тут я сразу понимаю, что диалоги за мессию не потяну (еще бы - спаситель рода человеческого) и потому в лицах расписывать его линию не буду, а вот современников - непосредственных участников, распишу, дам в лицах через диалог. Но, чтобы соответствовать взятой патетике - я должен сохранить некоторую возвышенность в этих современниках, дать им несколько книжные роли, имена... Здесь не годится какой-нибудь Игорь, или Олеся, герои должны быть выпуклыми, чуточку гротескными. Например, старорежимная Туся(Натуся) вместо Наташи, эдакая эмансипе без эротики в шортах на лямках, - книжница, синий чулок, обретающая сексуальность на протяжении истории... И вот уже требования структуры откладывают отпечаток на фабулу, у меня появилась героиня, которая (пардон дамы) будет зеркалом героя, чтобы читатели могли разглядеть его хорошенько. Не давать же авторскую оценку все время, хвалить его: ай, молодец! Пусть она его хвалит, сквозь маску девичьей колючести. Восхищается им, вожделеет - в конце концов! Герой и подруга есть, значит должен быть антагонист - это требование структуры истории, без борьбы пропадет интерес; дальше - сподвижники с обех сторон, мудрый ментор или наставник. Вот уж собран целый пантеон персонажей и всё это - канон, канон, канон... Пришло время, отойти в сторону, как делают художники, и посмотреть на структуру того, что получилось. Выстроить композицию. У меня есть летающая тарелка нацистов, иудейский мессия с необъяснимым авторитетом, герой, его женщина, друзья и враги; настало время увязать все вместе фантдопом. Видишь, на каком позднем этапе подключается фантазия, то есть изобретение велосипеда лишь десятая часть всего труда по сочинению рассказа. Большая часть наших хлопот - это метания в форме изложения, мы коряво ее строим, и этому надо учиться. А вот морали и морализаторству мы как-бы не учимся - каждый пишущий сносно определяет границы добра и зла. Просто со временем мы начинаем чувствовать фальшивость фраз, а так каждый школьник знает, что такое хорошо, а что такое - плохо, но не всегда следует, по разным причинам... И вот, всмотревшись издалека, мы видим, что задали определенный стиль изложения, или может быть даже - вектор его развития, без вульгарности, платоническо-приключенческий. Не индиана джонс, а целомудренней, моложе, невинней. Типичный Детгиз в твердом переплете с картинкой на обложке, - какой-нибудь "Последний полет Андромеды"... И вся дальнейшая работа над текстом и сюжетом будет развиваться в этом направлении. Вот она структура во всей красе! Это фрагмент, небольшой, можно сказать теоретический. |
|
|
![]()
Сообщение
#200
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3775 Регистрация: 29.9.2013 Вставить ник Цитата Из: пирамиды ![]() |
Причем, если я не уверен в умении дозировать пафос, то могу прямо сейчас свернуть исторические завывания:
Туся захлопнула книгу, и посмотрела на кота. - Чем он их убедил? - спрсила она требовательно. Розовые губки надулись в притворном возмущении. - Вы меня совсем не слушаете, сударь! - воскликнула она, отталкивая Пушка ногой. - Ох, уж эти мужчины... Но мне эта ветвь развития не слишком нравится, и я пока сосредоточусь на попытке увязать секреты бекташей с летающей тарелкой. Что должна делать эдакая "рундефлюг", захваченная у нацистов? Конечно летать! Ага, значит сейчас она не летает, а стоит где нибудь... Где могут стоять такие артефакты? Какой-нибудь специальный цех оборонного завода, воинская часть, закрытая площадка какого-нибудь НИИ... А почему стоит? Не пригодятся ли тут ритуалы из прошлого - некое знание, скрытое религиозной оболочкой. У нас и фигура подходящего масштаба есть. Мессия. Мессия, убедивший султана. Под влиянием которого, богатые евреи раздавали состояние - здравые, прагматичные люди бросали золото в толпу. Что он им показал? Какой призрак бесконечного величия, пред которым золото - тлен?! И на этом должна летать тарелка)) |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 18.6.2025, 1:33 |