Интерес и Логика, Ы... |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Интерес и Логика, Ы... |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 237 Регистрация: 25.8.2013 Вставить ник Цитата Из: Киев ![]() |
Приветствую всех)) предлагаю диспут
![]() Итак, начнём. Красивый и фееричный бред может привлечь внимание - но ненадолго и немногих. Художественное произведение должно быть логичным. Но также нельзя забывать и об интересе. Ведь если кому-то хочется чистой логики без увлекательного сюжета, без интересных персонажей, описаний и прочих "вкусностей" - он может почитать учебник по сопромату. Короче - не буду ходить вокруг да около (а то мне только дай разговорится) перейду сразу к сути. Часто ли вам, уважаемые авторы и пейсатели, приходилось делать Роковой Выбор - ЛОГИКА vs ИНТЕРЕС? То есть приходилось ли вам жертвовать логикой ради увлекательного сюжета, интересных персонажей, или красоты? И наоборот? Проиведение красивое и увлекательное, но бредовое, конечно найдёт своих читателей. Так же как и справрчник по сопромату. Надо признать - от сопромата таки больше пользы, но наш разговор не о том. А о том что В ИДЕАЛЕ произведение должно нравится многим разным людям. И "физикам" и "лирикам". Когда я говорю о логике я имею ввиду не только и не столько физические законы в НФ. А прежде всего естественность и правдоподобность происходящего. А она важна в любом мире. Канонiчный пример принесенной в жертву логики - казус с кольцами всевластия у Толкина. Если Саурон такой лиходейски мудрый то почему не выставил охрану вокруг Роковой горы - зная что это его Единственное уязвимое место? Если уж Гендальф знал что охраны там нет - почему не одолжил у Манвэ орла - и не слетал на нём к горе, сбросив туда кольцо? Учитывая скорость орлов, полёт не занял бы много времени - и вряд-ли кольцо успело бы "зомбировать" хранителя. Как видите, уважаемые, без всех этих "ляпов" мы не получили бы увлекательнейшей эпопеи, где есть и сюжет, и интересные персонажи, и вполне годная философффия - и т.д. Но то Толкин. При всей своей неоднозначности он - классика. А мы-то начинающие... Так можно ли иногда (не часто) жертвовать логикой? Или наоборот приносить ей жертвы? Жду ваших ИМХО. |
|
|
Гость_Monk_* |
![]()
Сообщение
#2
|
Гости Цитата ![]() |
Канонiчный пример принесенной в жертву логики - казус с кольцами всевластия у Толкина. Если Саурон такой лиходейски мудрый то почему не выставил охрану вокруг Роковой горы - зная что это его Единственное уязвимое место? А почему вокруг Киева танки не стоят? Наверно, потому, что граница боевых действий далеко, и стоять там танкам нет смысла. ![]() Если уж Гендальф знал что охраны там нет - почему не одолжил у Манвэ орла - и не слетал на нём к горе, сбросив туда кольцо? А Всевидящее Око? Оно бы не заметило гигантского орла? Короче, ваши претензии не катят. Примеры неудачны. Что касается вашей темы, то конечно, в развлекательной литературе интерес бьет логику. По всем фронтам. Тут даже спорить нечего. Потому что на одного дотошного "физика" найдется тысяча "лириков", которым пофигу наука, лишь было бы интересно. И они будут покупать. Если же вы пишете настоящую НФ для соответствующей аудитории - то тогда логика будет важнее. |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1459 Регистрация: 18.12.2010 Вставить ник Цитата ![]() |
Короче - не буду ходить вокруг да около (а то мне только дай разговорится) перейду сразу к сути. Часто ли вам, уважаемые авторы и пейсатели, приходилось делать Роковой Выбор - ЛОГИКА vs ИНТЕРЕС? То есть приходилось ли вам жертвовать логикой ради увлекательного сюжета, интересных персонажей, или красоты? И наоборот? Мне лично выбор, тем паче Роковой Выбор, между логикой и интересом делать не приходится. Вообще. Давным-давно, еще на заре своей писательской карьеры, я сделал выбор в пользу логики. Бывало, меня заносило. Так мой третий роман «Яд власти» мне пришлось переделывать с середины, когда я невольно принес логику в жертву интересу. В настоящий момент мой метод литературного творчества не то что не требует каких-либо жертв, а исключает их за ненадобностью. Сначала я моделирую логичный сюжет. А после подаю события в наиболее интересном, драматичном виде. И никаких жертв и Рокового Выбора. По моему мнению, совместить логичность с интересом не сложно. Нужно только больше и заранее моделировать сюжет. С уважением. |
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 305 Регистрация: 24.4.2015 Вставить ник Цитата Из: Ирбит ![]() |
если брать в отрыве сюжеты, то приходится выбирать. А на произведении в целом не отразится...
Чисто на примере: Он пнул Гмызя между ног, тот скорчился и заскулил...лирика. Герой нанес удар по восходящей траектории, направив его в промежность оппоненту. Противная сторона испытала болевые ощущения и выразила озабоченность в ходе непродолжительной дискуссии, о том, что нанесение подобной травмы в последствии негативно скажется на репродуктивной функции...физика. Суть не меняется. Я думаю, надо пойти по пути разумного микса. Какие-то факты детализировать, обосновывать. А где-то подключать хлебушек и зрелища. |
|
|
Гость_Сочинитель_* |
![]()
Сообщение
#5
|
Гости Цитата ![]() |
А ещё бывает, когда логика и интересный сюжет совпадают, ничем жертвовать не нужно.
|
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
По-моему, надо скорее говорить о достоверности и реалистичности, а не о логике. Если я не разбираюсь в вопросе, о котором пишет автор, я не могу увидеть, есть там логика или нет. Это вопрос доверия автору. Если он убедительно пишет, то для меня будет логичным повествование. Если будет не достоверным, то и не логичным. Насчет интереса. Не знаю, что это должно быть за художественная вещь, чтобы она меня заинтересовала. Беллетристику я читаю исключительно с познавательной целью. Чтобы поучиться у автора. Если у автора учиться нечему, я читать его не буду.
|
|
|
![]()
Сообщение
#7
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2872 Регистрация: 8.11.2013 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Давным-давно, еще на заре своей писательской карьеры, я сделал выбор в пользу логики. Бывало, меня заносило. Так мой третий роман «Яд власти» мне пришлось переделывать с середины, когда я невольно принес логику в жертву интересу. В настоящий момент мой метод литературного творчества не то что не требует каких-либо жертв, а исключает их за ненадобностью. Сначала я моделирую логичный сюжет. А после подаю события в наиболее интересном, драматичном виде. И никаких жертв и Рокового Выбора. По моему мнению, совместить логичность с интересом не сложно. Нужно только больше и заранее моделировать сюжет. А не получаются ли ваши романы слишком предсказуемыми и логичными? Вопрос без подколки - я ни одного вашего романа не читал, но сужу по худлиту нф и фэнтези в общем. Особенно много косяков у наших фантастов в этом плане - читал недавно Тюрина, пример, когда скучно. Да, автор по плану писал, всё запланировал, да логично, - но где тут интерес, если я большую часть ходов преугадываю? Как вы боретесь с предсказуемостью, если боретесь вообще - то сколько это времени занимает - на этапе планирования? |
|
|
![]()
Сообщение
#8
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1459 Регистрация: 18.12.2010 Вставить ник Цитата ![]() |
А не получаются ли ваши романы слишком предсказуемыми и логичными? Вопрос без подколки - я ни одного вашего романа не читал, но сужу по худлиту нф и фэнтези в общем. Особенно много косяков у наших фантастов в этом плане - читал недавно Тюрина, пример, когда скучно. Да, автор по плану писал, всё запланировал, да логично, - но где тут интерес, если я большую часть ходов преугадываю? Как вы боретесь с предсказуемостью, если боретесь вообще - то сколько это времени занимает - на этапе планирования? Предсказуемость и логичность – разные характеристики книги и между собой ничем не связаны. Книга вполне может быть предсказуемой и логичной, предсказуемой и нелогичной, непредсказуемой и логичной, непредсказуемой и нелогичной. Как ни странно, предварительное планирование наоборот помогает мне повысить непредсказуемость произведения. Когда передо мной план будущей книги, то моделировать и доводить до совершенства сюжет гораздо, гораздо легче. Легче оценить какое действие персонажей будет предсказуемым, а какое нет. При этом предварительное планирование позволяет сохранить логичность и целость произведения. Предварительное планирование избавляет меня от какой-либо борьбы с предсказуемостью. У меня нет такого: написал эпизод, ой, предсказуемо и переписывать его заново. Планирование подразумевает генерацию нескольких сюжетов и даже несколько вариантов одного и того же эпизода. Главная цель – выбрать наиболее оптимальный, а не хвататься за то, что первым тюкнуло в голову. Сколько у меня уходит времени на планирование? Много. Но тут важно учесть, что это самое планирование для меня в самую большую радость. И во-вторых: я пишу не просто отдельные книга, а целые серии. Это само по себе заставляет обращать гораздо больше внимания на техническую информацию, чтобы серия не рассыпалась под тяжестью внутренних противоречий и нестыковок. Ну а насколько удачно мне удается бороться с предсказуемостью – это уж решать вам. Я как раз горжусь тем, что пишу без логических косяков. С уважением. |
|
|
Гость_Ia-Ia_* |
![]()
Сообщение
#9
|
Гости Цитата ![]() |
меня тошнит
|
|
|
Гость_Сочинитель_* |
![]()
Сообщение
#10
|
Гости Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#11
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1717 Регистрация: 14.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата Красивый и фееричный бред может привлечь внимание - но ненадолго и немногих. Художественное произведение должно быть логичным. А литература абсурда? Уж Алиса Кэрролла насколько нелогична, а до сих пор бередит умы. А Кафка, Камю, Хармс ? |
|
|
![]()
Сообщение
#12
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2872 Регистрация: 8.11.2013 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Предсказуемость и логичность – разные характеристики книги и между собой ничем не связаны. Книга вполне может быть предсказуемой и логичной, предсказуемой и нелогичной, непредсказуемой и логичной, непредсказуемой и нелогичной. Да. Соглашусь, что логика и предсказуемость разные понятия. И если герои действуют хаотично - это отталкивает любого читателя. Однако планирование и предсказуемость - понятие одной области. К примеру, управления производством. Книга тоже в некотором тоже объект производства - только одного литератора или пары человек, соавторов. Для чего вы применяете планирование? Чтобы получить конечный результат, причём быстрее и эффективнее, чем по воле случая, работая как придётся. И план используется литератором во время написания. Конечный этап - готовый продукт, книга. Проблема в том, что книгу потом читают. И это обратный во многом планированию процесс . Цитата Когда передо мной план будущей книги, то моделировать и доводить до совершенства сюжет гораздо, гораздо легче. Легче оценить какое действие персонажей будет предсказуемым, а какое нет. При этом предварительное планирование позволяет сохранить логичность и целость произведения. Да, целостность - это верно, и то что легче - это факт, тут спорит не о чем. Но это легче для вас - для написания. Однако попробуйте теперь взглянуть на конечный продукт(книгу) с точки зрения читателя, которые эту книгу использует - читает. Тот план, который вы использовали - никуда не делся из текста. И если читатель опытный, то угадать - т.е. предсказать, что будет дальше, тем проще, чем дольше читатель книгу. Цитата Предварительное планирование избавляет меня от какой-либо борьбы с предсказуемостью. У меня нет такого: написал эпизод, ой, предсказуемо и переписывать его заново. вы тут снова говорите о себе. Факт, что вам по плану писать проще, легче и т.д.. А подумайте теперь о читателях, попробуйте встать на их точку зрения, когда они потребляют ваш объект производства. Если говорить о предсказуемости, то тот план, что литератор использовал для упорядывачивания информации, чтобы было проще писать, теперь уже играет против него. Чем дольше читатель читает книгу, тем больше он получает информации о героях и мире, и тут уже "концы" плана, переходы - могут быть видны. А какое у вас планирование написать - можете сказать кратко? Можете охарактеризовать: степень неопределенности при планировании и горизонт планирования? Степень неопределенности в планировании грубо бывает двух типов. Первый - это те, где герои в детально описанном мире и с детальным сюжетом. Другой тип планирования предполагает значительный недостаток определенности в сюжете и мире и недостаток информации для автора во время написания - ну и читателям во время чтения. Книги, которые были сделаны по второму варианту, сложное предугадать. Горизонт это что-то вроде детализации, если память мне не изменяет. Цитата Планирование подразумевает генерацию нескольких сюжетов и даже несколько вариантов одного и того же эпизода. Главная цель – выбрать наиболее оптимальный, а не хвататься за то, что первым тюкнуло в голову. Ясно, что вы выбираете лучший из. Однако каков будет финал - вы знаете заранее и тянете сюжет к нему. Промежуточные события - цепочка, ведущая к этому финалу не так уж важна. Можно не угадать два или три события по ходу, но получить тот самый финал, про какой вы думали в процессе чтения. А это разочарование. Цитата Сколько у меня уходит времени на планирование? Много. спасибо, что ответили. А много - это сколько в количественном отношении? Сколько времени вы работаете над книгой и сколько над её планом? Цитата И во-вторых: я пишу не просто отдельные книга, а целые серии. Это само по себе заставляет обращать гораздо больше внимания на техническую информацию, чтобы серия не рассыпалась под тяжестью внутренних противоречий и нестыковок. с сериалами всё сложнее. Но они по качеству текста уступают роману и повести. И чтобы они не выродились в повторение удачных находок прошлых серия, наверное нужно планировать, и без этого никуда. |
|
|
![]()
Сообщение
#13
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9298 Регистрация: 8.1.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Для чего вы применяете планирование? Чтобы получить конечный результат, причём быстрее и эффективнее, чем по воле случая, работая как придётся. И план используется литератором во время написания. Конечный этап - готовый продукт, книга. Г-н Волков очень любит с невероятным пафосом рассуждать о высоких материях, о стилистике, о канонам литературы, о том, как он пишет книги, что создается ощущение, что это как минимум маститый писатель, получивший Русский букер. На самом деле результат гораздо скромнее. Издана одна книжка в издательстве с сомнительной репутацией, которую на мой взгляд невозможно читать, потому что она откровенно плоха. Можете в и-нете найти ознакомительный фрагмент его книги. "Бунт на свалке". Вообще, каждый понимает под логичностью разное. На мой взгляд, люди должны поступать в книге логично, то есть дети поступать, как дети и говорить, как дети. Взрослые поступать как взрослые и говорить также. Зачастую автор это нарушает. И возникает ощущение, что говорят и действуют подростки. Самое главное, на мой взгляд, хорошо знать тему, на какую ты пишешь. Достоверно воспроизводить детали и поведение людей. Люди могут поступать подчас не логично и не правильно. Ошибаться. Но при этом все равно мы должны видеть людей, а не картонки, на которые автор кое-как нанес какие-то штрихи. |
|
|
![]()
Сообщение
#14
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 305 Регистрация: 24.4.2015 Вставить ник Цитата Из: Ирбит ![]() |
Бывает так, что задуманный сюжет по ходу написания переворачивается и приводит к такому неожиданному финалу, о котором даже сам автор не подозревал в начале созидания...А читателю интересно. Планирование - вещь нужная, но есть еще и спонтанные мысли, которые украшают произведение. Все зависит от аудитории.
|
|
|
![]()
Сообщение
#15
|
|
Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1459 Регистрация: 18.12.2010 Вставить ник Цитата ![]() |
Степень неопределенности в планировании грубо бывает двух типов. Первый - это те, где герои в детально описанном мире и с детальным сюжетом. Другой тип планирования предполагает значительный недостаток определенности в сюжете и мире и недостаток информации для автора во время написания - ну и читателям во время чтения. Книги, которые были сделаны по второму варианту, сложное предугадать. Вот теперь я понял ваш образ мышления. Коль вы так считаете, то пусть так оно и будет. Я не собираюсь ни спорить с вами, ни доказывать что-либо. С уважением. |
|
|
![]()
Сообщение
#16
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Степень неопределенности в планировании грубо бывает двух типов. Первый - это те, где герои в детально описанном мире и с детальным сюжетом. Другой тип планирования предполагает значительный недостаток определенности в сюжете и мире и недостаток информации для автора во время написания - ну и читателям во время чтения. Книги, которые были сделаны по второму варианту, сложное предугадать. Однако каков будет финал - вы знаете заранее и тянете сюжет к нему. Промежуточные события - цепочка, ведущая к этому финалу не так уж важна. Можно не угадать два или три события по ходу, но получить тот самый финал, про какой вы думали в процессе чтения. А это разочарование. Именно "недостаток информации для автора" приводит к типичным или "слитым" финалам. Автор дергает сюжет в разные стороны, читатель от сюжета ждет логического, эмоционального, эстетического катарсиса. А так как автор приходит к финалу не зная, как из него вывернуться и заранее его не подготовил, то получается развязка разрешается неожиданным способом ("бог из машины")=разочарование читателя. |
|
|
![]()
Сообщение
#17
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
А ещё бывает, когда логика и интересный сюжет совпадают, ничем жертвовать не нужно. Вот именно. ![]() ![]() ![]() ![]() А литература абсурда? Уж Алиса Кэрролла насколько нелогична, а до сих пор бередит умы. А Кафка, Камю, Хармс ? Своя внутренняя логика и в "Алисе" есть. ![]() Планирование - вещь нужная, но есть еще и спонтанные мысли, которые украшают произведение. Всецело солидаренъ. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#18
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1717 Регистрация: 14.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Цитата Своя внутренняя логика и в "Алисе" есть. wink.gif Мир там вполне целостный. Как и сюжет. Есть, да. Но это нелогичный мир, непредсказуемый для того, кто читает первый раз, это мир абсурда. Я спорю лишь с утверждением в начале топика: "Художественное произведение должно быть логичным. " Это не так. |
|
|
![]()
Сообщение
#19
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Есть, да. Но это нелогичный мир, непредсказуемый для того, кто читает первый раз, это мир абсурда. Я спорю лишь с утверждением в начале топика: "Художественное произведение должно быть логичным. " Это не так. Ну, лично я в таких случаях всегда говорю именно о внутренней логике. ![]() ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#20
|
|
![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1717 Регистрация: 14.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Что-то это начинает походить на спор ради спора.
Пусть так - я не филолог. Но вы меня не убедили ))) |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 23.6.2025, 4:30 |