Шаблоны – это нормально, Почему вторичность сюжета не делает вашу историю плохой? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Шаблоны – это нормально, Почему вторичность сюжета не делает вашу историю плохой? |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 7338 Регистрация: 12.11.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Наткнулся недавно вот на такую статейку:
Я долгое время пыталась придумать что-то оригинальное на 100%, отказывалась от идей и известных шаблонов, но так и не смогла придумать ничего толкового и качественного. И упорно отказывалась понимать очень важную вещь: отсутствие оригинальности не делает мои книги плохими. В литературе и кинематографе существует всего 36 возможных сюжетов. Всё оригинальное, что можно было придумать, уже давно придумали и реализовали. Я не буду подробно разбирать все 36 сюжетов и 12 архетипов, вы сможете погуглить без меня, да и одной статьи на это не хватит. Но для понимания приведу примеры. 📍 Один из сюжетов называется «Спасение» и подразумевает элементы угрозы, преследования, спасения героя/героини в беде. И сюда подходят практически все диснеевские мультики про принцесс в нулевых. Этот же сюжет частично прослеживается в «Наруто», где огромная часть сюжета строится на том, что Наруто пытается «спасти» Саске. Но также этот троп подходит и сюжету «преследование», потому что Наруто буквально преследует Саске. То есть соединять несколько видов, разделять, брать несколько элементов и использовать их так, как удобно вам, – нормально и даже хорошо. 📍 Другой сюжет, на который я бы обратила внимание, – «Потеря близких». Снова подходит практически любой диснеевский мультик, где героини и герои теряют всю или часть семьи. Снова подходит «Наруто», где и Наруто, и Саске остались сиротами. Любимая мною «Атака титанов», в которой, кажется, половина героев и героинь потеряли близких. И сюда же я отправляю все свои истории (и «Дьявольские шутки», и «Небесный берег», и «Мертвый, живой, мертвый»). 📍 «Бунт, мятеж, восстание» – сюжет, под который подходят большинство антиутопий как минимум («Дивергент», «Мы»), а как максимум – огромное количество фэнтези-историй («Гарри Поттер», не удивляйтесь, но ГП действительно можно отнести к тропу «мятеж» с момента противостояния Волдеморту), часть исторических романов и фильмов («Спартак», «Храброе сердце») и драмы тоже («V – значит Вендетта»). Но помимо сюжетов есть другая важная составляющая – персонаж/ки. В психологии есть 12 архетипов личности, которые в каждом из нас присутствуют в разном соотношении. Например: герой, маг, любовник, искатель, хранитель и тд. У выдуманных героев и героинь, как правило, преобладают 1-2 черты, с помощью которых они запоминаются читателям. И пусть ваши персонаж/ки могут и, скорее всего, будут иметь разные черты характера, а следовательно собирать в себе несколько архетипов, что-то будет преобладать. У Гермионы из «Гарри Поттера» это любознательность (мудрец ближе к середине-концу, в начале – дитя), у Наруто – упорство и безалаберность в начале (герой и шут), у Гэндальфа – мудрость (маг и мудрец). Преобладающий архетип может меняться или соединяться с другими. Наши персонаж/ки – такие же живые люди (или существа другой расы), как и мы, так что они будут вести себя по-разному в разных ситуациях. Давайте вернемся к вторичности идей. Повторюсь: всё было придумано задолго до нас, и всё уже сделано не нами. Но главный плюс в том, что, несмотря на удручающую правду и невозможность создать что-то новое из ничего, мы располагаем огромным количеством информации. Вся мировая история и все когда-то придуманные сюжеты во всех вариациях нам доступны. Мы можем переосмысливать, додумывать, переделывать всё, до чего сможем дотянуться, так, как хотим. Для примера предлагаю обратить внимание на знаменитые «Голодные игры» Сьюзен Коллинз. ГИ были вдохновлены книгой Косюна Таками «Королевская битва», а КБ в свою очередь – переосмысление греческого мифа о минотавре. Получается, что ни ГИ, ни КБ не являются оригинальной историей. Миф о Минотавре – может быть. А может быть, что до нас просто не дошла та история, которая была до (или же я ее не нашла). Кстати, на «Небесный берег» я во многом вдохновлялась «Голодными играми» и гладиаторскими боями. Азкабан в «Гарри Поттере» был частично списан с Мордора из «Властелина колец». В Атаке титанов присутствует масса аллегорий на мировую историю, в частности – на Вторую Мировую войну и скандинавские мифы (элдийские лагеря – это фашистские концлагеря, а имя прародительницы Имир буквально означает имя великана Аургельмира в скандинавской мифологии, который создал мир). Образ Ганнибала Лектора – это собирательный образ нескольких маньяков и убийц, к некоторым из которых Томас Харрис приезжал в тюрьмы. История циклична, сюжеты вторичны, а всё новое – это хорошо забытое старое. Нам не нужно ничего придумывать, достаточно посмотреть вокруг и немного покопаться в том, что уже случилось и придумалось кем-то до нас. И напоследок я скажу 2 совершенно разные вещи, в которые одинаково сильно верю: 📍 Все истории одинаковы. 📍 Все истории оригинальны. Вопреки тому, что существует всего 36 сюжетов в сторителлинге и 12 архетипов в психологии, все мы разные, и одну и ту же идею реализуем по-разному. В этом, к слову, прелесть ретеллингов — узнавать, как несколько людей видят и переосмысливают один сюжет. Наш марафон покажет, насколько индивидуально каждый человек может видеть одну и ту же идею. Лизз Демаро. December 09, 2023 |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 7338 Регистрация: 12.11.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Как избежать вторичности в сюжетах?
Краткий ответ: никак. Вот вообще никак. Но разве вы хотели услышать это? Так что разберёмся глубже… Что, собственно говоря, является плагиатом? Если верить википедии, то “умышленно совершаемое физическим лицом незаконное использование или распоряжение охраняемыми результатами чужого творческого труда, которое сопровождается доведением до других лиц ложных сведений о себе как о действительном авторе.” Казалось бы — всё просто. Умышленно стащил идею — плагиат. Случайно… ну, совпадение. Всё бы ничего, только сейчас совпадения очень многим авторам не прощают, а вот плагиат — на раз-два. Возьмём в пример Гарри Поттера. Допустим, вы о нём слыхать не слыхивали, но написали свою книгу о волшебной школе. “А-а-а, плагиат!” сразу скажут вам. И не подумают, что в таком случае Гарри Поттер — плагиат академии пана Кляксы, например. Или ещё хуже — школы Карандаша и Самоделкина. Или ещё множества других книг про волшебные школы, которые были выпущены до него. Но почему-то до Гарри Поттера можно было спокойно сказать: “моя книга про волшебную школу”, а сейчас все набросятся с криками: “а-а-а, у Роулинг стырил!” И даже не подумают о том, что у вас и атмосфера совершенно другая, и сюжет ни капельки не похож. И вы можете кому угодно доказывать, что ничего не имели виду — всё равно не поверят. Почти на каждую фэнтезийную книгу о некой волшебной школе можно увидеть отзывы в духе “ну всем ведь ясно, что это плагиат на Гарри Поттера…” Вот у меня из-за этого вполне неплохая повесть была безжалостно отправлена в топку. Мне было девять лет. Последующие пять лет мне не удавалось выдавить из себя и строчки, потому что “а вдруг плагиат”. Детская травма, а всё из-за авторских прав. А теперь возьмём сериал “Баффи - истребительница вампиров”. Нельзя сказать, что он на слуху, правда? Намного более известны массовому зрителю такие вещи как “Сумерки”, “Дневники вампиров”, “Настоящая кровь”. А о том, что во всех этих сериалах и сюжет, и герои порою повторяются один-в-один, что-то никто не думает и претензии по этому поводу выставлять не собирается. Так как же всё-таки не наступить ни на первые грабли, ни на вторые? Пожалуй, есть только три действенных способа: Писать историческое, о жизненных ситуациях, приключившихся с вами и вашими близкими; Читать и смотреть исключительно то, что является полной противоположностью вашей книги; Не писать вовсе, забиться в уголок и страдать по поводу того, что всё лучшее давно придумано до нас. Я не пользуюсь ни первым, ни вторым способом. Очень долгое время надо мною властвовал третий, из которого удалось вырваться при помощи фанфиков (тема для отдельной статьи) и полностью наплевательским отношением к авторским правам. В итоге в моём детском сказочном романе сейчас есть моменты схожие и с Крапивиным, и с Астрид Линдгрен, и с моими любимыми фильмами. Плагиат? Но не умышленно ведь так получилось. Просто книга пишется по тем же схемам, которые приводили меня в детстве в восторг. Иногда эти схожести я подмечаю сразу, иногда спустя месяцы. Пять лет назад это бы привело к полному уничтожению книги и депрессии. Теперь — глубокий вдох… И вот я уже набираю следующую главу. Никто не застрахован от заимствований, повторений, плагиата. Умышленно или не умышленно, вы будете это делать. Даже самая оригинальная ваша идея наверняка уже была где-то реализована. Поэтому просто пишите и изредка задавайте себе вопрос: “а хотел бы я прочитать подобную книгу?” Если ответ да, то продолжайте не задумываясь. Главное, чтобы нравилось вам, чтобы вы горели своей идеей — тогда и другие читатели подтянутся. А о заимствованиях сильно волноваться не стоит. Потому что всё равно вас ничто не спасёт от Того Самого Читателя, который покажет на вашу книгу пальцем и громко крикнет: “а-а-а, плагиат!” Источник: https://dzen.ru/a/XmCspcOaoCIoOPvC?ysclid=m...9sg8lr171927694 |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 29.6.2025, 19:27 |