Космический корабль: названия и термины, Помогите найти или составить "памятку" |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Космический корабль: названия и термины, Помогите найти или составить "памятку" |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Эмиссар Земли ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 2408 Регистрация: 16.12.2012 Вставить ник Цитата Из: Нереалия ![]() |
Друзья, подскажите какой-нибудь "справочник" (списочек) наиболее распространённых названий узлов (фантастических) космических кораблей.
Редактирую уже почти готовый роман, хочется исправить несуразности, устранить несоответствия. Корабль 22 века, гражданский (круизный лайнер). На современные (построенные модульным принципом и соединенные люками) не похож. - Например, у них же явно не двери, скорее, клинкеты? - Шлюзы - рубка (командный центр? капитанский мостик?) - Энергетический отсек - трюм - кают-компания (столовая, место отдыха и собраний) - каюты пассажиров - не коридоры, а палуба? - смотровая площадка (обзорная?) -- смотреть на звёзды - боевая рубка (отсек)? - склады (складские каюты? Трюмные отсеки?) - что вообще (почти всегда) бывает на кораблях? и так далее, вопросов много. |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#41
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 160 Регистрация: 19.2.2015 Вставить ник Цитата Из: Сева100поль ![]() |
А устройство для запирания двери называется "задрайка". Ну, почти.. - Задрайки - это гайки с барашками для дополнительной герметизации люков, крышек иллюминаторов и некоторых дверей. Расположены всегда с внешней стороны. - Также Задрайки - это поворотные клинья на двери или крышке люка с внутренней стороны, которые через систему тяг управляются одной главной рукояткой или колесом. Задрайки всех видов более равномерно прижимают периметр крышки к резиновому уплотнителю, обеспечивая лучшую герметичность. ![]() ![]() А вообще, народ, лучше не использовать редкие и малопонятные обычному обывателю термины.. Одна часть читателей вас просто не поймёт, а другая часть будет над вами смеяться. Массивные, съезжающие в сторону, исключительно плотные. Ворота? Люк? Пока не подобрал термин... А вот над этим я и сам ломаю голову. Хочется шоб и красиво, и технологично.. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#42
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Ну, почти.. - Задрайки - это гайки с барашками для дополнительной герметизации люков, крышек иллюминаторов и некоторых дверей. Расположены всегда с внешней стороны. - Также Задрайки - это поворотные клинья на двери или крышке люка с внутренней стороны, которые через систему тяг управляются одной главной рукояткой или колесом. Задрайки всех видов более равномерно прижимают периметр крышки к резиновому уплотнителю, обеспечивая лучшую герметичность. Функция та же, только исполнено в виде поворотного вентиля. Не вижу причин, почему нельзя назвать его "задрайкой". |
|
|
![]()
Сообщение
#43
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 160 Регистрация: 19.2.2015 Вставить ник Цитата Из: Сева100поль ![]() |
Не вижу причин, почему нельзя назвать его "задрайкой". Да называйте, как хотите.. только поймёт ли Вас читатель? ![]() Вот прямо сейчас подойдите к любому сотруднику на работе или к родственнику дома, прижмите его к стене и, сурово глядя в глаза, спросите: Ты знаешь, мерзавец, что такое ЗАДРАЙКА? Его ответ потом процитируйте здесь.. |
|
|
![]()
Сообщение
#44
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Да называйте, как хотите.. только поймёт ли Вас читатель? ![]() Вот прямо сейчас подойдите к любому сотруднику на работе или к родственнику дома, прижмите его к стене и, сурово глядя в глаза, спросите: Ты знаешь, мерзавец, что такое ЗАДРАЙКА? Его ответ потом процитируйте здесь.. Эксперимент будет некорректен, т.к. отец - морской ракетчик (кап. 2 ранга запаса), жена - судовой кок по специальности, а коллега по работе - бывший судомеханик на БМРТ. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#45
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 160 Регистрация: 19.2.2015 Вставить ник Цитата Из: Сева100поль ![]() |
Эксперимент будет некорректен, т.к. отец - морской ракетчик (кап. 2 ранга запаса), жена - судовой кок по специальности, а коллега по работе - бывший судомеханик на БМРТ. Можно ещё к прохожим на улице поприставать ![]() Не, ну шутки-шутками, только действительно зачем морочить голову читателю специфичной терминологией? Можно же написать проще - "Поворотом колеса Будулай разблокировал герметичную дверь и вошёл в шлюз. Коней не было.." ))) |
|
|
![]()
Сообщение
#46
|
|
![]() Эмиссар Земли ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 2408 Регистрация: 16.12.2012 Вставить ник Цитата Из: Нереалия ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#47
|
|
![]() Эмиссар Земли ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 2408 Регистрация: 16.12.2012 Вставить ник Цитата Из: Нереалия ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#48
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#49
|
|
Мастер интриги ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 644 Регистрация: 6.11.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Как-то не с руки называть и их тоже "дверями". В бомбарях, в шахтах и т. п. непростых местах примерно такие супердвери называются просто дверями. Правда, обычно с эпитетом взрывозащищённая (или бронированная). Если всё же дверь категорически не нравится, назовите её гермодверью. Или как метрострой и работники метрополитена свои перегонные металлоконструкции называют — гермозатвором (вообще говоря, в этом слове размера нет, но там реально ворота, а не двери) или гермоствором, гермостворкой — и понятно и необычно. А если вот такая дверь? Как она называется и как называется поворотный механизм (рычаг на ней)? Кремальерный? Это обычная гермодверь. Чтобы сказать, как называется механизм, надо смотреть внутрь двери. Если что, я фильма не видел, поэтому не в курсе, что там на ней. Если колесо — штурвала на двери быть не может! — то не исключено, что для запирания действительно используется кремальера (это зубчатая рейка с шестернёй вообще-то), но может быть и цепной механизм со звёздочкой или ещё какой-нибудь. А если там один рычаг или ступица с тремя (обычно их столько, если больше одного) рычагами, то никакой кремальеры нет — сто процентов, и управление ригелями двери осуществляется, скорей всего, через систему тяг. Так что рычаг на двери — просто рычаг. |
|
|
Гость_Алекс Унгерн_* |
![]()
Сообщение
#50
|
Гости Цитата ![]() |
Вообще, все просто. Если космический корабль военный, то есть смысл применять специфические морские термины. Если грузо-пассажирский, научный, то дверь это дверь, а не люк; грузовой отсек не трюм, кухня не камбуз, стена не переборка, порожек не комингс, носки не караси... Палуба это палуба.
|
|
|
![]()
Сообщение
#51
|
|
![]() Мастер интриги ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 618 Регистрация: 29.8.2014 Вставить ник Цитата Из: Сахалин ![]() |
Вообще, все просто. Если космический корабль военный, то есть смысл применять специфические морские термины. Если грузо-пассажирский, научный, то дверь это дверь, а не люк; грузовой отсек не трюм, кухня не камбуз, стена не переборка, порожек не комингс, носки не караси... Палуба это палуба. Если кто-то забыл, в советские времена каждое гражданское судно стояло на учёте в ВМФ и имело не только гипотетическое "двойное" назначение, но и проложенные кабель-трассы, и спец.фундаменты для установки боевого вооружения. Комсостав всегда готовился к "если завтра война" и в каждом рейсе имел план-календарь с заданиями по ВМП. Это я к тому, что на гражданском флоте термины ненамного отличаются от "милитари". Стен и порожек у нас точно нет. ![]() |
|
|
Гость_Алекс Унгерн_* |
![]()
Сообщение
#52
|
Гости Цитата ![]() |
На гражданских судах, если это не круизные лайнеры, бОльшая часть контингента это все-таки команда, то есть профессиональные моряки, поэтому и термины там флотские. Но не думаю, что на космическом корабле больше половины составляет экипаж. Скорее всего, куча гражданских специалистов, ученых и т.д. Поэтому сильно в термины уходить не стОит.
|
|
|
![]()
Сообщение
#53
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Но не думаю, что на космическом корабле больше половины составляет экипаж. Скорее всего, куча гражданских специалистов, ученых и т.д. Поэтому сильно в термины уходить не стОит. Нет. В экипаж входят не только те, кто занимается непосредственно обеспечением движения и живучести корабля (штурмана, радиотехники, связисты, механики и т.д.), но и все штатные специалисты, включённые в книгу корабельных расписаний, в т.ч. и учёные (на научно-исследовательских судах), а также прикомандированные. В состав экипажа не входят только пассажиры и приравненные к ним лица. |
|
|
Гость_Алекс Унгерн_* |
![]()
Сообщение
#54
|
Гости Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#55
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Вопрос только в пропорциях. Водный транспорт самый дешевый, а космический самый дорогой. Так что гражданского персонала там будет в разы больше. Как раз из-за того, что космический корабль - более сложное инженерное сооружение, его эксплуатация предполагает больше ответственности и контроля. Один некомпетентный человек может стать причиной гибели всего экипажа и корабля. К тому же, обеспечение жизнедеятельности каждого дополнительного члена экипажа в условиях космического корабля будет создавать дополнительные проблемы, поэтому каждый член экипажа, возможно, будет иметь не одну, а две или даже три специальности. Подготовка столь высококлассных специалистов потребует больших капиталовложений, которые этим специалистам придётся отрабатывать. С другой стороны, длительное пребывание на корабле во время космических межпланетных переходов будет сказываться на здоровье экипажа. А значит, пенсионный возраст у них должен наступать раньше, а пенсия должна быть больше. Поэтому я думаю, что все экипажи космических кораблей будут состоять частично из военнослужащих (в основном, офицеров с инженерными и медицинскими специальностями), частично - из людей, состоящих на гражданской государственной службе (прикомандированные специалисты). Если, конечно, это не будущее с могущественными корпорациями, подмявшими под себя национальные государства. Но тогда участь бывших астронавтов будет совсем печальной, т.к. корпорации редко дают какие-либо социальные гарантии. |
|
|
![]()
Сообщение
#56
|
|
![]() Злостный рецедивист-невосхищенец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4608 Регистрация: 10.11.2012 Вставить ник Цитата Из: Мать городов русских ![]() |
Один некомпетентный человек может стать причиной гибели всего экипажа и корабля. Проведем параллель - угробить АПЛ один человек может только в одном случае, если этот человек - капитан. ![]() Хотя я неправ - еще тоже самое может сделать еще один человек - конструктор. В любом другом случае нужна "группа товарищей" откровенно забивших на исполнение своих обязанностей. Тройное дублирование всех узлов и "общая дуракоустойчивость" - отнюдь не прихоть. С космической техникой тоже самое - на той же МКС даже, извините, сортиры присутствуют в количестве не менее трех штук. Это при том что одно такое "сатехническое устройство" стоит дороже 4-х "Армат" - 19-ть лямов вечнозеленых. И дело отнюдь не в слабых желудках обитателей орбиты. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#57
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
Проведем параллель - угробить АПЛ один человек может только в одном случае, если этот человек - капитан. Поверьте, это может сделать любой. Достаточно просто в самый неподходящий момент обесточить корабль, подав питание на потребители, предварительно не обеспечив выработку нужной мощности энергоустановками. А теперь представьте себе полностью обесточенный корабль в районе интенсивного судоходства, глубокой ночью, посреди Гибралтарского пролива. При том, что там время от времени проносятся быстроходные катера. Между прочим, реальный случай, которому я был свидетелем. Или другой случай, когда во время парада корабль едва не пошёл ко дну из-за того, что к борту волной вплотную прибило взрывпакет на плотике, где он благополучно взорвался и создал пробоину в корпусе корабля. Я уж не говорю про банальные случаи пожара, из-за которых корабли, бывало, сгорали полностью. В космосе опасных моментов куда больше. |
|
|
![]()
Сообщение
#58
|
|
![]() Злостный рецедивист-невосхищенец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4608 Регистрация: 10.11.2012 Вставить ник Цитата Из: Мать городов русских ![]() |
Поверьте, это может сделать любой. Нет. Уж поверьте мне - одному это сделать никак не получится. Можете поговорить на эту тему с любым подводником. И описываемый вами случай - косяк далеко не одного человека. Как и плотик. Хотя вот честно - кораблей "одноотсечного" стандарта не осталось ни одного. А это значит что какой там плотик - минимум две торпеды нужно (чтобы затопить больше двух отсеков разом) Пожар это конечно бедствие но: 1. кто то должен его допустить 2. кто то должен был не принять меры к своевременному тушению или принять неправильное решение Так что по любому - одного человека мало ![]() 1. Капитан гнал так чтобы получить "голубую ленту" 2. Вперед смотрящему "забыли" выдать бинокль 3. От айсберга попытались уклонится (неверно рассчитав скорость и подводный размер) - ударь корабль "в лоб" повреждения были б мизерные 4. Водонепрониыцаемые переборки не доходили до самого верха - чисто конструкторский просчет, хотя тут вменить просчет сложно - на пробоины длинной в сотни метров мало какой корабль рассчитывают. 5. радист передавал сигнал бедствия не в той кодировке - даже те кто слышал, его просто не понимали. Как видите - практически любая авария это результат "коллективного творчества" - поведи себя по другому хоть кто то из участников - и "величайшая катастрофа" стала бы просто заурядной аварией. |
|
|
![]()
Сообщение
#59
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3362 Регистрация: 12.10.2015 Вставить ник Цитата ![]() |
С задрайками вас понесло конечно, помимо никому не нужных технических деталей и узкоспециализированных терминов, я бы еще отметил те, что не асоциируются в сознании читателя с будущим, с космосом и космолетами. Задрайка во все категории попадает.
|
|
|
![]()
Сообщение
#60
|
|
![]() Замполит 99-го уровня ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3352 Регистрация: 28.12.2013 Вставить ник Цитата ![]() |
В условиях общего разгильдяйства для катастрофы достаточно и одной ошибки, совершённой в самый неподходящий момент.
Тем более в космосе. Поэтому, среди экипажа на космическом корабле должны постоянно поддерживаться высокий контроль и дисциплина. Обеспечить их можно только в условиях военной организации. Кроме того, есть и другие соображения: профессия космонавта связана с высоким риском для жизни, особыми условиями работы, сложностью и напряжённостью, повышенной секретностью, высокими требованиями к уровню физической, психологической и технической подготовки и т.д. Обычные гражданские специалисты тут не справятся. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 23.7.2025, 3:54 |