Первый попаданец, Рецензия/критический отзыв на романы Александра Бушкова |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Первый попаданец, Рецензия/критический отзыв на романы Александра Бушкова |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 951 Регистрация: 2.5.2012 Вставить ник Цитата ![]() |
Рецензия/критический отзыв на романы Александра Бушкова «Рыцарь из ниоткуда» и «Летающие острова»
![]() ![]() Роман «Рыцарь из ниоткуда» вышел в 1996 году. В том же году вышло продолжение «Летающие острова». Обе книги вышли обычным тиражом для того времени в 35 тыс. экземпляров. В следующем году были сделаны допечатки по 25-30 тыс. экземпляров. «Рыцарь из ниоткуда» —один из самых первых российских романов о попаданце, оказавшемся в фэнтезийном мире. Это конечно не роман, несмотря на повествование от третьего лица и 20 а.л., — это повесть, в которой действует один герой. Никакой полифоничности нет. Важно понимать отличие романа от повести? Для читателя — нет. Для автора — важно, так как полифоничность один из писательских инструментов создания многозначного мира произведения и исследования различных сторон, рассматриваемых идеи и темы. Романы и весь цикл пользовался огромной популярностью в 1990-годах. По данным фантлаба первый роман переиздавался не менее 16 раз, последний — в 2011 году тиражом в 2 000 экземпляров. Если попытаться охарактеризовать повести одним словом, то это будет двойственность. Почему? — Смотрите дальше. Композиция/структура сюжета Композиция романа представляет повествование от третьего лица с достаточно объемными размышлениями героя. По фабуле первые две части представляют собой командные квесты, в ходе которых герой перемещается в пространстве и побеждает различных противников. В обеих книгах в экспозиции огромные предыстории на несколько десятков страниц, причем в первой книге эта часть почти не имеет никакого отношения к сюжету. Собственной цели у Сварога нет, соответственно, нет и мотивации, задания герой получает от внешнего источника. С одной стороны, это порождает «картонность» героя, сюжетные повороты зависят только от авторского произвола; но с другой стороны, Бушкову удается создать увлекательно повествование, так как совершенно не ясно, что произойдет дальше, с каким врагом встретится герой и как он с ним справится? Так как основными принципами отбора сцен у Бушкова были неожиданность, спонтанность и оригинальность, то конечно в романе множество «роялей в кустах», — неподготовленных разрешений сюжетных перипетий. В ключевых сценах героя спасают внешние силы, о которых до момента их вмешательства он и не подозревал. Не случайно в финалах обеих книг Сварог сетует, что его опять «использовали в темную». Главный герой и сеть персонажей Главный герой вообще лишен мотивации. Из-за этого, не смотря на размышления и эмоции главного героя, он остается «картонным». Что им движет? Упал в волшебный лес – надо выжить? В фильме "Выживший" с Ди Каприо проблему ради чего жить, брошенному в зимнем лесу герою, решили просто – ради мести. Зачем действует Сварог – неизвестно, во всяком случае в первых книгах. Автор намекает нам, что в дальнейшем он будет «объединять» королевства ради «блага других». Откуда у парня испанская грусть? В первых двух книгах герой ведет себя, как обычный постперестроечный обыватель. Правда, Бушков в отличие от нынешних авторов попаданческого жанра-приема не стал превращать его в коллекционера «ништяков». И все же отсутствие мотивации главного героя лишает повесть и героя глубины. Интересная проблема со второстепенными персонажами. С одной стороны, они описаны яркими и смачными деталями, а с другой стороны они остаются в рамках своей функциональности (силач, вор, умник, девочка-убийца), с одной стороны, автор предоставляет им интересные реплики, а с другой, они почти не взаимодействуют друг с другом, если не считать, что некоторые друг с другом спят. Главный антагонист отсутствует. Вряд ли можно считать таковым «князя тьмы», который «вроде бы» как «кукловодит» всеми за кулисами, но его цели и цели героя не пересекаются, за отсутствием таковых у героя. Даже ситуативные враги в большинстве своем противники на одну-две сцены. Но, что удается Бушкову, они все оригинальны. Таких врагов редко встретишь в книжках до Бушкова, и даже после него: колона скелетов под командованием «головы сержанта» на ножках, «глаза тьмы», лилипуты с ядерным оружием, хомяки-огородники, огромные говорящие змеи, вампиры-оборотни, всадники на ящерах, пулеметчики, мушкетеры, сумасшедшие короли-маги, истребители, монстры-гипнотизеры и т.д. Конфликт Что можно сказать о глобальном конфликте, если его нет? Бушков пишет о борьбе добра и зла, но чем они отличаются из первых двух книг не понятно. Темы В своем время Бушкова обвинили в одержимости сексом, мол его герой спит со всеми подряд. Но по сравнению с нынешними попаданцами действительно трахающими все, что движется, Сварог является чуть ли не образцом стойкости. В каждой книге у него одна-две любовницы, правда, по несколько раз. Как обычно, никакого отношения к сюжету эти эротические сцены не имеют. Интересно, откуда вообще наши писатели приключенческой литературы взяли моду запихивать кучу недоэротических сцен в романы, если в западных образцах, на которых они выросли, этого ничего не было. Писательская техника В чем проявляется мастерство Бушкова, так это в описаниях и в разработке отдельных сцен и эпизодов. Он расставляет красочные декорации, показывает яркие детали, в результате в воображении читателя возникает яркая живая картинка. Каждый домик, улица, таверна, королевство самобытны и обладают историей, которая отразилась в настоящем для героя времени. Если это таверна, то она когда-то была построена, возможно горела, подкрашивалась, покосилась, неоднократно сменила хозяев и вывески и вот только теперь в нее заходит герой и видит такой, какой она стала. ![]() В итоге Первых две повести «Сварога» — увлекательные книги в приключенческом жанре «попаданец в фэнтези+стимпак». В повествовании нет напряженности, но оригинальные противники, яркие декорации, неожиданные происшествия могут заинтересовать широкий круг читателей. Плюсы
Минусы
В качестве дополнительного элемента критической статьи традиционно привожу полезные, как мне кажется, замечания (лайфхаки) по рассмотренным книгам: Лайфхаки для писателя
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 15.7.2025, 14:51 |