Литературный форум Фантасты.RU

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Литературный турнир "Игры Фантастов": "Дилогия 2" (приём рассказов закончится 31.08.2025)

2 страниц V   1 2 >  
Ответить в данную темуНачать новую тему
Типология персонажей
Нявка
сообщение 12.3.2011, 18:35
Сообщение #1


Искатель тайн
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 284
Регистрация: 28.1.2011
Вставить ник
Цитата




Некогда, подрабатывая, ваяла курсовую по типологии персонажей анекдотов. И ведь весьма показательная штука.
Основной смысл - в процессе эволюции сложились некие собирательные образы, личности с характерными чертами и манерой поведения. Все мы помним Вовочку, Чапаева с Петькой, поручика Ржевского, Чукчу и т.д.
И вот здесь во многом анекдотичность ситуации зависит от соответствия поведения заявленного персонажа его имени. Т.е. рассказчик активирует у слушателя ряд шаблонных схем и по ним достигает желаемой реакции.
В литературе сейчас модна соционика и иже с нею, но сие довольно громоздко и сложно в исполнении. В то время как ярлычок-тип позволяет автору ориентироваться в персонажах и создавать индивидуальность каждого.
И речь не только об анекдотичных. У нас есть стереотипы. Врач - человек в халате. Ученый. Бюрократ. Секретарша. Почему бы не использовать сии стереотипы в создании книги? И я не говорю о том, чтобы персонаж полностью соответствовал, напротив, это приведет к шаблонности. Я - за грамотную смесь, когда некоторые черты характера запускают рефлекс, а другие - корректируют восприятие, переводя абстрактного Врача в Доброго доктора Айболита или недоброго доктора Зло.
Один по типу Чукча - наивный, дикий и часто тупит. Другой - Богатырь - силен, но не особо умен и т.д.
При этом в значительной мере облегчается такой нюанс, как индивидуализация речи персонажа. Поручик Ржевский пошлит. Ученый использует сложные для понимания конструкции. Бюрократ сыплет канцеляритами. И т.д., и т.п.
Хотелось бы послушать мыслей.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Assez
сообщение 12.3.2011, 21:10
Сообщение #2


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 159
Регистрация: 19.11.2010
Вставить ник
Цитата




А от них все равно никуда не деться.
При желании стереотипы можно найти в 90% персонажей.

Ученый, например, просто не может не использовать сложные конструкции. У него тип мышления такой. Бюрократ - аналогично. И так далее. Но имхо, это лишь примесь, чтобы читателю было проще определиться со своим отношением к персонажу.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Каркун
сообщение 12.3.2011, 21:28
Сообщение #3


Давай помолимся и выпьем за мир
*****

Группа: Главные администраторы
Сообщений: 18602
Регистрация: 28.10.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Орбитальной Станции




Цитата(Нявка @ 12.3.2011, 18:39) *
Все мы помним Вовочку, Чапаева с Петькой, поручика Ржевского, Чукчу и т.д.


Конкретно за этими персонажами не вижу шаблонных схем. Их все знают, но думается, что зрительно мало кто представляет. У этих персонажей образы не сложились. Поручик Ржевский - это кто? Артист Яковлев? А Вовочка? Мальчик в очках из одноименного сериала? Чукча? Узкоглазый парень в кухлянке из рекламы мобильной связи? И т.д.

Цитата(Нявка @ 12.3.2011, 18:39) *
Почему бы не использовать сии стереотипы в создании книги?


А надо ли стремиться использовать стереотипы? Стереотипы, гады такие, сами в текст пролезут, даже без осознанного желания автора.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Mirasun
сообщение 12.3.2011, 22:25
Сообщение #4


Искатель тайн
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 387
Регистрация: 7.12.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Сайбириа




Цитата(Нявка @ 12.3.2011, 21:39) *
В литературе сейчас модна соционика и иже с нею,

Нявка , хм. И как соционику используют в литературе? И зачем?

Цитата(Нявка @ 12.3.2011, 21:39) *
В то время как ярлычок-тип позволяет автору ориентироваться в персонажах и создавать индивидуальность каждого.

Лучше бы автору перед написанием ликбезом по профессиям будущих персонажей заняться, а не навешиванием ярлычков. Использование стереотипов еще и в персонажах приведет к угадыванию задумки автора или действий персонажей. В общем, скучно читать то, что легко можно просчитать.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Seele
сообщение 12.3.2011, 23:33
Сообщение #5


Мастер интриги
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 701
Регистрация: 11.1.2011
Вставить ник
Цитата




Цитата
Почему бы не использовать сии стереотипы в создании книги?


Потому что это плохо. Читаю я на одном сайте сейчас роман. И вот автор при создании второстепенных героев работает со стереотипами. Грустное, на мой взгляд, зрелище. Если и использовать что-то, то лучше архетипы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Кукольник
сообщение 13.3.2011, 3:33
Сообщение #6


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 4982
Регистрация: 31.12.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Санкт-Петербург




помнится, где-то когда-то про Толкиена говорили, мол, как он облегчил себе работку, придумав типологию рас. Скажешь "эльф", и не надо придумывать 90% личности. Знай только имена меняй и незначительно - биографию.

касаемо меня, выползшего в киберпанк из фентези, я тоже создал определённые стереотипы. "Расы" - люди, киборги, химеры и вариации. Нации - Имперцы, американцы, шамбалийцы и тэ дэ (там стран много)
если коротенечко, то когда-то я по приколу нарисовал "краткое содержание мира" (не судите строго - рисунок занял 10 минут, там даже очепядка есть. Не "солки", а "волки", конечно же) по которому, в принципе, всё очень понятно smile.gif
http://s45.radikal.ru/i108/1003/cb/79d3ebf38628.jpg
Ту же самую стереотипизацию и упрощение можно использовать и для проработки персонажей. в этом помогает примитивизм. Ну или как вариант - чибики *предупреждаю, я в чибиках не силён, но старался*
http://i081.radikal.ru/1003/fd/4da6497fe2c3.jpg

Вот где-то так и можно работать над своим произведением. И весело, и полезно smile.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Daydreamer
сообщение 14.1.2012, 13:16
Сообщение #7


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 131
Регистрация: 22.12.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Россия, Оренбург




Цитата
При этом в значительной мере облегчается такой нюанс, как индивидуализация речи персонажа. Поручик Ржевский пошлит. Ученый использует сложные для понимания конструкции. Бюрократ сыплет канцеляритами. И т.д., и т.п.

вот это мне очень не понравилось при прочтении... Так автор у нас корпит над главным трудом своей, возможно, жизни, или думает, как, особо не напрягая извилины, настучать книжечеку на 800 страниц о том, как Врач, Бюрократ и Петька в очередной раз мир спасли и всех насмешили? Если так думать, незачем вообще садиться за писательство... облегчить, так сказать, и этот "нюанс"...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
el-mina
сообщение 17.3.2012, 20:01
Сообщение #8


Неизвестный пришелец
*

Группа: Гости
Сообщений: 9
Регистрация: 17.3.2012
Вставить ник
Цитата




Лично мне нравится читать книгу, в которой персонажи разные, не похожие ни друг на друга, ни, тем более, на Вовочку и Ржевского.
Творческий поиск - дело тонкое и сугубо индивидуальное, и нормы и правила тут весьма условны (хотя при этом и обязательны!). Автор вправе выстраивать свой личный ассоциативный ряд, но при этом нельзя забывать, что результат должен быть качественным, а герои - живыми, которых читатель либо возненавидит, либо полюбит, но не останется равнодушным! Не цепляющий персонаж - напрасная трата времени и марание бумаги.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Крутой чел
сообщение 29.4.2012, 11:40
Сообщение #9


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 87
Регистрация: 28.4.2012
Вставить ник
Цитата




Мне кажется, что как раз мастерство автора в том и заключается, чтобы избавиться от всяческих стереотипов: как в языке, так и сюжете. Тем более, персонажи по возможности должны быть уникальными.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Серый Манул
сообщение 29.4.2012, 12:43
Сообщение #10


безграмадный сНежный котЭ
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 12427
Регистрация: 4.6.2011
Вставить ник
Цитата




Цитата(Крутой чел @ 29.4.2012, 12:44) *
Мне кажется, что как раз мастерство автора в том и заключается, чтобы избавиться от всяческих стереотипов: как в языке, так и сюжете. Тем более, персонажи по возможности должны быть уникальными.

Чукча - сумрачный гений!
А ведь мысля!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дина
сообщение 29.4.2012, 13:23
Сообщение #11


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 4655
Регистрация: 21.11.2010
Вставить ник
Цитата
Из: Киев




Цитата(Хатуль МанулЪ @ 29.4.2012, 12:47) *
Чукча - сумрачный гений!
А ведь мысля!


Ржевский - девственник и ботаник. О как.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Серый Манул
сообщение 29.4.2012, 13:25
Сообщение #12


безграмадный сНежный котЭ
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 12427
Регистрация: 4.6.2011
Вставить ник
Цитата




Цитата(Дина @ 29.4.2012, 14:27) *
Ржевский - девственник и ботаник. О как.

Суровы вы с Ржевским.
Ну тогда страшное: Вовочка - интелегент!
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Homo Ludens
сообщение 7.5.2012, 16:59
Сообщение #13


Неизвестный пришелец
*

Группа: Пользователи
Сообщений: 7
Регистрация: 7.5.2012
Вставить ник
Цитата




Цитата
Нявка , хм. И как соционику используют в литературе? И зачем?


А что такое соционика?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ksu
сообщение 7.5.2012, 17:07
Сообщение #14


Мастер интриги
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 703
Регистрация: 12.5.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Зазеркалье




Цитата(Homo Ludens @ 7.5.2012, 16:03) *
А что такое соционика?

Вас, не иначе, забанили: http://bit.ly/yPophr

Нявка, авторов, использующих архетипичных персонажей очень много, и они появились задолго до того, как теорию Юнга обобщили в соционику. Если хотите примеров - почитайте Бориса Акунина или просто сказки народов мира.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
vsevolod
сообщение 7.5.2012, 18:08
Сообщение #15


Мастер интриги
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 846
Регистрация: 10.6.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Уфа




А я вот замечал любопытное, да и всякий много пишущий, наверное, сталкивался с этим: персонажи под пером начинают оживать, ты точно знаешь, что вот такой человек мог так-то сказать и поступить, а вот так не мог. Мне даже иной раз кажется нечто такое слегка мистическое: что персонаж сам находит прототипа, реального человека, к-рый живет там где-то в другом городе и никогда про автора не слыхал и не услышит, и автор его в жизни никогда не увидит, но персонаж - это такая радиоволна, неуловимо соединяющая двух людей.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Ksu
сообщение 7.5.2012, 18:27
Сообщение #16


Мастер интриги
****

Группа: Пользователи
Сообщений: 703
Регистрация: 12.5.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Зазеркалье




Цитата(vsevolod @ 7.5.2012, 17:12) *
А я вот замечал любопытное, да и всякий много пишущий, наверное, сталкивался с этим: персонажи под пером начинают оживать, ты точно знаешь, что вот такой человек мог так-то сказать и поступить, а вот так не мог. Мне даже иной раз кажется нечто такое слегка мистическое: что персонаж сам находит прототипа, реального человека, к-рый живет там где-то в другом городе и никогда про автора не слыхал и не услышит, и автор его в жизни никогда не увидит, но персонаж - это такая радиоволна, неуловимо соединяющая двух людей.


И об этом есть порно... =)
http://lurkmore.to/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B...%D0%BB%D0%BE_34
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Мизеракль_*
сообщение 10.5.2012, 19:15
Сообщение #17





Гости



Цитата




Цитата(vsevolod @ 7.5.2012, 18:12) *
вот такой человек мог так-то сказать и поступить, а вот так не мог. Мне даже иной раз кажется нечто такое слегка мистическое: что персонаж сам находит прототипа, реального человека, ... и автор его в жизни никогда не увидит, но персонаж - это такая радиоволна, неуловимо соединяющая двух людей.



"Если долого смотреть в Бездну, Бездна начинает смотреть в тебя)"/на правах эпиграфа

Подписывая контракт с "АСТрель", я практически произнёс худ. редактору то, что процитировал из вашего выше. Только ещё поставил себе диагноз: "вяло текущая литшиза"). И что не важен пол, возраст и нация, важно только, что если вложишь герою "пару не его слов" - задолбаешься видеть кошмары)))), с ГГ-обиженным персонажем/из личного

На самом деле у меня, в момент мммм ВЫСОКОГО подъёма пробуждаются "ресурсы", возникает "инфотоннель" с пространством вариантов (жаль, что это бывает невыносимо редко). Это ВЫСОЧАЙШЕЕ по накалу мгновение, когда можно не лезть в словари, ты ПРОСТО ЗНАЕШЬ, что это слово на иностранном языке (который никогда не учил) - значит это, а твоё неудачное междометие герой или героиня комментируют матом, ещё и проходясь по мню как писюкателю).

Потом, остыв, лезешь в словарь(и) и/или понимаешь, что был прав. Что бездна изучает тебя, а не ты её. И что были рпавы твои ГГ.

Вот СОГЛАСЕН с вами, полностью, в этом. Герой пишет автора, а не наоборот.

Бест реГАДс,

Мизер
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Анна Самойлова
сообщение 17.5.2012, 15:57
Сообщение #18


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 230
Регистрация: 26.8.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Барнаул




Цитата(Мизеракль @ 10.5.2012, 23:19) *
Герой пишет автора, а не наоборот.


Я иногда спрашиваю у своих героев, что они хотят...

Конкретная литшиза, однако...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Гость_Мизеракль_*
сообщение 17.5.2012, 16:17
Сообщение #19





Гости



Цитата




Цитата(Анна Самойлова @ 17.5.2012, 16:01) *
Я иногда спрашиваю у своих героев, что они хотят...

Конкретная литшиза, однако...




Анна, а может это НУЖНАЯ шиза?
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Анна Самойлова
сообщение 18.5.2012, 6:57
Сообщение #20


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 230
Регистрация: 26.8.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Барнаул




Цитата(Мизеракль @ 17.5.2012, 20:21) *
Анна, а может это НУЖНАЯ шиза?

Шиза, она шиза и есть :-)
Но именно такая для литературы, на мой взгляд, полезна :-)
Помогает не приписывать героям того, чего они совершить не могут, в силу своего характера.
У меня был один случай, показательный...
Один из первых моих рассказов взяли в журнал "Алтай". Самый солидный литературный журнал на Алтае...
Рассказ назывался "Про Веру", выложу его тут...
Так вот, редактор отдела прозы решила, что читателю непонятно будет, что же в конце произошло, и она ДОПИСАЛА! абзац...
В результате, моя героиня, сдержанная женщина начала в истерике заламывать руки, вместо того, чтобы поиронизировать над ситуацией :-)
Для меня это было так показательно, что я с тех пор начала разговаривать со своими героями, советоваться с ними, спрашивать, чего они хотят. Часто я - первый читатель своего произведения. Начиная писать, я не знаю, чем оно закончится, куда приведут меня мои герои.

С одной стороны, получается жизненно, с другой - я пишу очень медленно.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

2 страниц V   1 2 >
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 20.6.2025, 23:35