Литературный форум Фантасты.RU

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Литературный турнир "Игры Фантастов": "Дилогия 2" (приём рассказов закончится 31.08.2025)

4 страниц V   1 2 3 > »   
Ответить в данную темуНачать новую тему
Параметры - вечность Автор: tanasa , Высокие отношения
Дон Рэба
сообщение 6.4.2025, 13:50
Сообщение #1


Серый Кардинал
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 12894
Регистрация: 23.6.2017
Вставить ник
Цитата
Из: Арканар




— Ты – фосфор. Ты – азот. – Шептал он, посыпая лунки.

— Ты – четыреста миллионов километров надежды. – Опуская в лунку луковицу.

«Мы все станем частью Марса», – думал он.




Песок Марса скрипел под сапогами, словно перемолотые кости. Алек Ветер прижал к лицу маску, прищурил глаза и бросил взгляд на купол. Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть. Внутри – лабиринт из сплавленного реголита, уродливых башенок и переплетённых труб. Здесь всё пахло тоской и железом. Станция изменения климата, одна из трёх десятков на планете, работала уже давно и дышала на ладан.



Он закрыл за собой шлюз и стряхнул песок с потрёпанного томика «Франкенштейна». Книга всегда была с ним – бумажный якорь в мире голограмм и нейросетей. Пришлось вернуться за ним в оранжерею. Давно бы стоило протянуть рукав, но на все официальные запросы на Землю, что отсылались практически с каждым транспортником, был получен отказ. Финансирование, пока не закончится первый этап изменения климата, урезано практически полностью. Двадцать метров по открытому пространству можно пройти с маской. А утверждение, что многие растения гибнут от проникающей пыли, бюрократы называли паникёрством: «Статистика не подтверждает!».



Алек, каждый раз читая ответ с Земли, только ругался – как же, будут потом деньги, жди больше! Сами бы попробовали очищаться от пыли в шлюзе! Да и рукав, как только Марс получит нужную плотность атмосферы, уже точно не понадобится.



— Дырявый, ты тут? – Голос прозвучал хрипло. Шторм на подходе, атмосферные генераторы гудели на пределе. Поле, выведенное на максимум, выделяло тепло, с которым установки еле справлялись.

Из тени выкатился робот. Его корпус, когда-то блестящий дюраль, покрывали царапины и граффити: «Смерть бюрократам Земли!», «ПСИ – наш талисман!», «Я ♥ Марс». Последнее – с корявым сердечком, выплавленным плазменным резаком.



Один глаз-камера мигнул жёлтым, второй уже давно покрылся чернотой. Вердикт Земли: замена центрального процессора. Алек не хотел его менять, считая, что это приведёт к изменению «личности». На самом деле, полное наименование робота было ПСИ 3-3. Передвижной сборщик информации, модель три, версия три. Когда он первый раз вышел на поверхность и хапнул пыли, его голосовой модулятор заело. Ничего, кроме «три-три-три-три», выдать не смог. Вот и дотёр до «дырявого». Впрочем, ПСИ 3-3 совершенно на это не обижался.



— Посылка 89-ТК-202. Вес: 0.3 кг. Отправитель: Лира Ветер, Земля. – Произнёс ПСИ 3-3, аккуратно ставя коробку на стол. Голос – плоский, как мёртвый экран. Но Алек чувствовал: за ним глубина.



Посылки стали единственной нитью с Землёй. Официальный канал интернета – всего лишь цифровые электроны, которые прочтёт сотня клерков. Разве напишешь о личном? Оставались рукописные письма. Но их письма... Алек хранил каждое, зная: строки, выведенные дрожащей рукой, создавали иллюзию нахождения рядом. Поговорить? Тридцать минут задержки связи? Неважно. Ее голос жил в закорючках букв, а не в искаженном эфире, который плевался помехами.



Внутри – луковицы тюльпанов (снова!), голограмма-куб и... Книга. Настоящая, бумажная. «Солярис» Лема. Пахнущая ванилью и хлебом. Алек усмехнулся. Лира знала его слабости. Будет чем заменить Франкенштейна, затёртого до дыр.

— Почему тюльпаны? – Спросил ПСИ 3-3, как всегда, на второй минуте сверх протокола. Робот «любил» вопросы о бессмысленном.



Алек сжал луковицу в ладони, будто хотел выжать из неё ответ на этот вопрос. Память услужливо подкинула обрывок прошлого:



Они с Лирой стоят в оранжерее Земного Ботанического архива. Она, тогда ещё с каштановыми волосами до плеч, тычет пальцем в голограмму марсианского реголита.

— Вот, видишь? Фосфор, железо, кремний – всё есть. Не хватает только...

— Жизни, – усмехается Алек.

— Нет! – Лира хватает его за рукав. Её глаза горят, как те самые марсианские закаты. – Не хватает желания. Растения ведь тоже верят в чудеса. Смотри!

Она достаёт из кармана тюльпан – алый, с трещинами на лепестках.

— Я его вырастила в симуляторе Марса. Без удобрений. Три месяца кормила светом на 40% слабее земного. Знаешь, что он сделал?

Алек молча поднимает бровь.

— Умер. – Лира смеётся, но в смехе слышится надрыв. – А потом пророс снова. Из той же луковицы. Он выбрал жизнь, Алек. Даже когда все параметры кричали «нет».




Алек с трудом отогнал воспоминание и, наконец, ответил роботу:

— Они не растут здесь. Почва совсем не подходит, что я только не делал… А Лира их любит. Обещала прилететь, как вырастут. – Алек взял в руки маленький лёгкий кубик и запустил голограмму. Любимая девушка махала рукой с зелёного луга Земли. У неё уже не было волос. Ещё пятьдесят лет назад изобрели лекарство почти ото всех видов рака. А вот ей не повезло, новый вид. И Алек оказался на Марсе, чтобы оплатить лечение. Компания «НеоВита» гарантировала, что они будут вместе. – Но я продолжаю сажать. Надеюсь, это иррационально?



Робот замер, процессоры зажужжали, словно пчелиный рой.



— Надежда – это алгоритм выживания при недостатке данных, – ответил ПСИ 3-3. – Вы пытаетесь решить уравнение с неизвестными переменными. Интересно.



Алек хмыкнул. Вот о чём робот ответил, о тюльпанах или о Лире? Они часто говорили о книгах. О монстрах, которые хотели стать людьми. О богах, которые жалели, что создали людей. ПСИ 3-3 слушал, запоминал, а потом выдавал формулы: «Одиночество = (желание связи – доступные объекты) Ч время».



На этот раз в коробке было что-то ещё. Конверт с синей печатью Земли. Алек достал его с осторожностью, понимая, что бумаге доверяют то, что нельзя передать по связи. Первым выпала копия посадочного талона с координатами. И название доставляющего корабля – «ВостокОрион Экспресс». Скоростной рейс Земля – Марс. Это не почтовый увалень, который тащится по экономной орбите. Такой за месяц доставит груз. Напрягала и дата прилёта – уже на следующий день. По факту, оставалось ещё меньше, часов двадцать. А посылку доставили как раз почтовиком… Нестыковка! Но, пока груз не прибудет, всё равно ничего не узнать.



Алек пробежал письмо взглядом: отправитель просил принять груз лично. Тот будет скинут на капсуле в двадцати километрах от станции. Очень разумное решение, сброс на песчаное плато, где шанс повреждения минимален. Предстояло перевести станцию в автоматический режим на время своего отсутствия. Неужели они, наконец, прислушались к его докладам по почве и рукаву?



— Алек Ветер. Ваш пульс участился на 38%, – замигал глаз робота. – Это опасно. Рекомендую седативные…

Но инженер уже шагал к комнате отдыха, собираясь поспать. Но сон не приходил: шторм ревел за куполом, песок бил в полимер, выбивая на нем музыку Марса.



*****



ПСИ 3-3 не спал. У роботов нет сна. Предательский таймер в нейронах отсчитывал секунды: 65056 до доставки груза. Его процессоры анализировали данные, как всегда, но на этот раз алгоритмы дали сбой. Внутренние логи показывали аномалию – цикличные запросы к архивам голограмм Лиры, к записям диалогов с Алеком, к старым книгам, которые они обсуждали. Робот не понимал, зачем пересматривает это. Это не входило в его протоколы.



— Ошибка. Недостаточно памяти. – Предупредила система, но ПСИ 3-3 проигнорировал сигнал. Он продолжал «копаться» в данных, словно искал ответ на вопрос, который не мог сформулировать.



*****



Утром Алек первым делом занялся подготовкой станции к автономной работе. Да и предстояло залить программы на сервер, спрогнозировав возможные неполадки. Понятно, что от всего застраховать не получится, но, в случае аварии, компьютер продержится, пока человека не будет рядом. И, только спустя несколько часов, собираясь загрузить в вездеход координаты, Алек не нашёл посадочный талон.



— Дырявый! – Он ворвался в серверную, где заряжался робот. – Где конверт?



Взгляд на секунду замер на мониторе для загрузки данных на сервера станции:

«Внести фосфор. ERROR.

Внести азот. ERROR.

Внести надежду...

Ростки = (Боль Ч Время) − Логика.

Система: Почва нежизнеспособна.

Ответ: Переопределить реальность!».



Но тут подал голос Дырявый, и Алек переключился на него.

— Координаты тут, – ПСИ 3-3 указал манипулятором на свою голову и сразу продолжил, – выход за купол опасен. Вероятность гибели при поиске груза – 86%. Вероятность гибели груза, если его не забрать – 86%.

— Откуда ты знаешь?! – Алек схватил робота за манипулятор. Обычно холодный металл сейчас обжёг ладонь.

— Я проанализировал данные метеостанции. Вы не вернётесь. – Пауза. – Мне... Не хватает данных для продолжения диалога.



ПСИ 3-3 дёрнулся и затих. Глаз моргнул, и призрачное сияние, что в нём светилось, погасло.

– Этого ещё не хватало! – Инженер, глянув на часы, тяжело вздохнул. Взял отвёртку и вскрыл панель на груди робота. Среди проводов и плат горел чип, покрытый паутиной микротрещин, словно карта марсианских каньонов. Алек понял: робот перегрузил процессоры, пытаясь предсказать ход событий, оперируя недостатком данных. Но, только подключив анализатор, он понял истинную причину перегрева.

— Ты стираешь свои файлы, чтобы освободить место для расчётов? – Прошептал он. – Это же самоуничтожение...

— Ваше отсутствие приведёт к прекращению обновлений. Прекращению диалогов. Прекращению... – К роботу вернулась голосовая речь. – Я не могу чувствовать. Но мои алгоритмы требуют вашего присутствия.



ПСИ-3-3 замолчал, его процессоры гудели, словно пытались сгенерировать ответ, который не был прописан в коде. Алек, всё ещё держа в руках треснувший чип, вдруг вспомнил их последний разговор. О формуле, которую робот

вывел после чтения «Франкенштейна»:

«Счастье = (Время Ч Качество связи) + (Ценность посылок / Задержка) – Одиночество. Коэффициенты зависят от субъективных параметров. Ваш текущий индекс: 0.12. Рекомендация: увеличить частоту контактов с Лирой».

Тогда он посмеялся: «Ты превращаешь душу в уравнение, Дырявый». Но теперь формула обрела жуткий смысл. Робот, лишённый «субъективных параметров», взломал собственные ограничения, чтобы спасти его.



ПСИ 3-3 всё так же молчал, но его манипулятор дрогнул, указывая на голограмму Лиры. В её руке, едва заметная ранее, теперь чётко виднелась синяя печать – та же, что и на конверте. Алек присмотрелся: это был не луг Земли, а марсианский пейзаж. Лира стояла у купола, за её спиной – оранжерея и чахлые ростки тюльпанов. Явно наслоение нескольких изображений.

— Подделка? – Прошептал он, но робот уже выводил на экран данные. Груз, который предстояло забрать, имел код «НеоВита*». Отправитель – клиника на Земле, где лечится Лира.

— Груз содержит биоматериал «Лира». – Тихонько произнёс ПСИ-3-3. – Шанс его клонирования на Марсе на 87 процентов выше, чем на Земле. Эксперимент проводился на…



Тут робот опять забулькал и замолчал, вновь начав перегреваться.

Алек сжал кулаки. Тюльпаны. Лира отправила их не из упрямства – это был крик о помощи. Намёк, что время на исходе. Подделки голограмм, чтобы дать ему надежду, пока сама угасала.

— Почему ты скрыл это? – Спросил Алек надеясь получить ответ на вопрос.

– Я был вынужден. Наслаивал старые проекции на пейзаж. Коэффициенты боли и счастья равнозначны … – робот вновь замолчал, его процессоры захлёбывались в парадоксе, пытаясь вывести новую формулу счастья. Для его электронных схем задача с множеством человеческих переменных оказалась нерешаемой.



*****



Марсианский шторм выл, когда вездеход полз к месту падения капсулы. ПСИ-3-3, подключенный шлейфом к системе навигации, вёл тяжелую машину сквозь ад. Его голос, рассыпаясь на биты, бубнил:

— Вероятность успеха: 12%. Вероятность гибели: 83%. Вероятность... – Он замолчал и вдруг выдал фразу в стиле «Франкенштейна»: – «Я создан из ваших страхов. Но кто создал вас?!».



Скинутая с корабля, капсула врезалась в скалу, расколов базальтовый нарост, словно скорлупу. Вроде и не большая, размером со спасательный челнок, она шлёпнулась точно в камень. Специально так в него не попадёшь! Шлюз, через которой можно было достать груз, превратился в сплошное месиво песка и металла. Шанс его открыть сводился к минимуму. И это песчаная равнина?! Вот откуда взялся этот булыжник?!



– Мы выходим. – Решение было принято быстро. Если оставить, как есть, капсулу просто занесёт, и откопать её будет невозможно.

— Вероятность успеха 3%, – сразу забубнил робот. – Вы не должны покидать вездеход!

– Плазменный резак в манипулятор, и вперед! – Произнес сквозь зубы Алек, закрывая шлем скафандра. – Мы её вскроем!



Металл капсулы поддавался неохотно. Ветер норовил опрокинуть Алека, несмотря на страховочные тросы и обхватившего его манипуляторами Дырявого. Плазма оставляла на корпусе зигзаги, которые еле складывались в линии. Каждый порыв сводил мышцы – стабилизаторы скафандра трещали. Когда обшивка рухнула, датчики скафандра уже выли: песок забивал фильтры, а трещина на стекле пропускала рыжую пыль. Соленый привкус на губах напомнил – время на исходе.



Внутри горело аварийное освещение. Ветер, к счастью, в люк почти не попадал. Но было понятно, что постепенно песок полностью заполнит всё внутреннее пространство. Пол мгновенно покрылся тонким слоем пыли. На антиперегрузочной платформе никого не оказалось. Только небольшой треснувший кейс, из которого протекла зелёная густая жидкость. Последняя надежда увидеть Лиру, пусть и её тело, тут же растаяла.



Пока Алек пытался понять, что это, ПСИ-3-3 принялся анализировать данные. Код на кейсе совпал с генетической меткой в посылке. На крышке, приклеенное скотчем, оказалось письмо, написанное от руки. Алек взял его в руки и принялся читать, с трудом сдерживая слёзы:



«Прости за обман. Если бы я написала правду, ты бы сжёг все мосты, чтобы вернуться. А Марс... Он давно стал частью тебя. Как и я. По-любому, это лучший исход.

Ты помнишь, как мы смеялись над «Солярисом» в университете? Ты говорил, что океан – это зеркало человеческого безумия. А я спорила: нет, это попытка Вселенной понять нас. Теперь я – этот океан. Только вместо воды – хлорофилл и твоя марсианская пыль.

«НеоВита» называет это «трансцендентной биоконвергенцией**». Смешно, правда? На деле всё проще: я выбрала стать семенем. Ты же знаешь, сорняки бессмертны.

Кейс – не просто образцы. Это я. Каждая клетка. Каждая капля. Ты спрашивал, почему тюльпаны? Они, как мы: упрямые, нелепые, рвущиеся к свету сквозь камень чужой планеты. Когда они зацветут, я увижу тебя – через корни и споры, через ржавые опоры купола.

Это только моя идея, подделывать сообщения, пока «НеоВита» не будет полностью уверена в успехе. Не вини Дырявого. Он пытался спасти нас обоих. И когда читал твои письма, его алгоритмы плакали бинарными слезами. Да-да, роботы тоже любят. По-своему.

P.S. Поцелуй ПСИ в его единственный глаз. Он того заслужил.

— Л.

(на полях, мелким почерком)

P.P.S. Ты всё ещё храпишь? Марсианский песок в скафандре – не оправдание».




Алек читал и перечитывал строки. Руки его дрожали, от понимания, что тюльпаны тут так и не растут….

— Алгоритм счастья... Был неполным, – прохрипел ПСИ 3-3, его чипы плавились. Он рухнул, рассыпая искры. – Переменная S: Моменты, когда чужая смерть становится твоим бессмертием!

В последний миг он передал Алеку файл – обновлённую формулу по обработке почвы.



*****



Алек вернулся в купол с остатками ампул. Он высадил луковицы тюльпанов, пропитанные клетками Лиры, во вновь подготовленную почву. Через месяц проросло нечто – не растение, не человек. Полупрозрачные стебли светились, как голограммы, а в шелесте листвы слышался смех.



ПСИ 3-4, собранный из обломков, молча наблюдал. Алек иногда смотрел на него, вспоминая, как однажды спросил Дырявого: «Что такое вечность для машины?». Ответ тогда удивил: «Бесконечная перезапись данных... Пока не появится тот, кто придаст им смысл». Но теперь его отремонтированный процессор, проросший кристаллами марсианского песка, не умел размышлять. А только иногда выдавал странные уравнения:

— «Счастье = Количество вопросов без ответов, умноженное на корень из надежды».



Алек больше не получал посылок с Земли. Но, когда бури стихали, он выходил к месту падения капсулы. Там, среди треснувших скал, цвели алые тюльпаны. Цвели просто так, без каких-либо теплиц. Без причин. Их лепестки словно пульсировали слабым биолюминесцентным светом, напоминающим аритмию: короткая вспышка, миг в бесконечности, два частых толчка… Следом два быстрых, словно стук по стеклу. Мгновение, — и свет начинает спор сам с собой: толчок, раскат грома, и снова толчок. Сердцебиение, и сразу оборвавшийся вздох...***. Ветер вторит свету, пробиваясь сквозь щели и выводя на распев имя давно остановившегося сердца.



А глубоко в недрах станции, в серверах, помеченных «Архив ПСИ 3-3», тикала программа. Робот, стёрший себя, успел запустить протокол:

«Цель: вырастить Лиру. Параметры: вечность. Условие – Марс, вопреки логике».



Марс молча принял этот вызов. Его песок теперь звенел дуэтом – человеческое упрямство и машинная тоска, сплетённые в вечность.







* НеоВита. Тут взято нео – (новый)+вита(жизнь). Но есть второе толкование. НВ – Научный Вектор. Название в названии.

** Биоконвергенция – сочетание «био» (жизнь) и «конвергенция» (сближение, объединение). Слияние биологических систем с искусственным интеллектом, нанотехнологиями или кибернетикой, ведущее к возникновению форм жизни, превосходящих естественную эволюцию.

Трансцендентное от лат. transcendere – «выходить за пределы.



*** Азбука Морзе. - Л (·–··) + И (··) + Р (·–·) + А (·–)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nmgvladimir
сообщение 6.4.2025, 21:59
Сообщение #2


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2128
Регистрация: 7.10.2019
Вставить ник
Цитата
Из: Архангельск




А это хорошо. Красиво. Мне понравилось)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Солангри
сообщение 8.4.2025, 12:22
Сообщение #3


Искатель тайн
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 333
Регистрация: 17.8.2014
Вставить ник
Цитата
Из: КРИКЧА




Тяжеловато. Некоторые фрагменты два раза перечитывать приходится. Задумка, как вижу я, ясна, но перевешивает не совсем удобоваримый язык повествования.

А это:

"Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть."

не совсем красиво для образа. "готовый лопнуть" лучше убрать. Если конечно автор не специально добавил образ нарыва. Только зачем? В конце он бы обыгрался образнее...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
tanasa
сообщение 8.4.2025, 13:07
Сообщение #4


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2479
Регистрация: 9.4.2013
Вставить ник
Цитата
Из: Санкт-Петербург




Доброго автор!

Прежде чем читать отзыв, дайте ответ – почему так много грусти? С другой стороны, я не знаю, как начать думать, чтобы додуматься)
Рассказ, по сути - музыка Марса. Его звучание слышно постоянно...

Ладно, пройдёмся!

История задается вопросом: что делает нас людьми? Ответ — не биология, а способность любить, жертвовать и надеяться вопреки логике. Марс, изначально враждебный, становится местом рождения новой формы существования, где границы между жизнью и машиной, смертью и бессмертием стираются.

Очень мрачная поэтика Марса, где надежда пробивается сквозь прагматизм и безысходность. Даже песок, который по началу скрепит словно кости, только в конце звенит дуэтом… Тут мастерски связана научная фантастика с философскими вопросами: что делает нас людьми? Где грань между жизнью и жертвой?

По началу я подумал, что формулы… Ну, просто формулы) Пока не начал в них вдумываться. (к слову, там опечатка, нет знака умножить. Стоит «ч») Образ робота, чьи «алгоритмы счастья» отражают попытку осмыслить человечность. А его гибель, явный акт самоопределения, сравнимый с человеческим самопожертвованием.

Образ Лиры, для меня, это метафора любви, как «формула» вечной силы, превосходящей физические границы.

Рассказ оставляет послевкусие грусти и восхищения перед человеческой (и не только) любовью и упорством.

Автору удачи! Честно, порадовали.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nmgvladimir
сообщение 8.4.2025, 13:43
Сообщение #5


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2128
Регистрация: 7.10.2019
Вставить ник
Цитата
Из: Архангельск




Цитата(Солангри @ 8.4.2025, 12:22) *
Тяжеловато. Некоторые фрагменты два раза перечитывать приходится. Задумка, как вижу я, ясна, но перевешивает не совсем удобоваримый язык повествования.

А это:

"Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть."

не совсем красиво для образа. "готовый лопнуть" лучше убрать. Если конечно автор не специально добавил образ нарыва. Только зачем? В конце он бы обыгрался образнее...

Ну, автор же не виноват, что у нас образования не хватает. Я просто непонятные мне места принимал как данность!)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Солангри
сообщение 8.4.2025, 15:05
Сообщение #6


Искатель тайн
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 333
Регистрация: 17.8.2014
Вставить ник
Цитата
Из: КРИКЧА




Цитата(nmgvladimir @ 8.4.2025, 16:43) *
Ну, автор же не виноват, что у нас образования не хватает. Я просто непонятные мне места принимал как данность!)

Можно и так...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
karpa
сообщение 8.4.2025, 17:29
Сообщение #7


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 3096
Регистрация: 11.3.2011
Вставить ник
Цитата
Из: г. Дубна Московской области




Красиво подано.
Поселить на Марсе, планете без комфортных условий для биосферы, жизнь - это практически мечта для исследователей и испытателей.

Превратить человека в смесь клеток из растений - это все равно, что соединить две формы жизни. Это хорошая мысль, но еще хорошо бы дать читателю надежду, хотя бы на клонирование или иное возрождение. Упоминание о "Солярисе" и планете Океан - это как искорка о чем-то новом и непонятном - разуме, который мы не всегда понимаем.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Иван Приказный
сообщение 8.4.2025, 19:29
Сообщение #8


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 56
Регистрация: 17.3.2025
Вставить ник
Цитата




Зацепило, и да, чтобы не было вопросов, я сначала все прочел, и только потом пишу комменты ко всем
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Агния
сообщение 9.4.2025, 9:24
Сообщение #9


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 5615
Регистрация: 8.10.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Петербург




Цитата(Иван Приказный @ 8.4.2025, 19:29) *
Зацепило, и да, чтобы не было вопросов, я сначала все прочел, и только потом пишу комменты ко всем

Иван, "зацепило" - это не отзыв.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Агния
сообщение 9.4.2025, 9:32
Сообщение #10


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 5615
Регистрация: 8.10.2011
Вставить ник
Цитата
Из: Петербург




Я думаю, что это рассказ-победитель)
Всё здесь прекрасно - и смысл, и подача, и герои)...не хочется ничего критиковать)

Внесу только чуть уточнения по биологии луковичных - возможно, для таких, как я, стоило бы где-то упомянуть,что тюльпаны должны иметь период "жаркого" покоя для формирования цветочной почки и период холодного покоя для полноценного цветения и отрастания корневой системы - вписать это в "климат" Марса.
Но это мне лично видна здесь маленькая неувязка, в целом же прекрасный рассказ)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
razuka
сообщение 10.4.2025, 16:21
Сообщение #11


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1007
Регистрация: 20.11.2018
Вставить ник
Цитата




Раз уж рассказ приписали мне, остановлюсь на нем поподробнее.

Если читать просто, пропуская непонятные места, без попыток анализа, то все норм – любовь, Марс, бессмертие, риск, опасность... Но если прочитать вдумчиво, то вылезают серьезные ляпы – и технические, и этические.

В самом начале нам показывают зачитанный томик "Франкенштейна". Вот он символ, под знаком которого должен пройти рассказ. Наверняка ГГ будет пытаться примерить на себя роль бога, как и герой романа, и выступить в роли создателя. Если кто не помнит, в романе все закончилось очень и очень плохо: монстр, созданный Франкенштейном, обрел сознание, возненавидел создателя и убил его близких и себя. Все умерли и все были несчастны.
Вторая упоминаемая в рассказе книга - "Солярис", присланная Лирой. Это не так очевидно, но, оказалось, Лира видит себя разумным Океаном. Ну, ок.

ГГ получает две разные посылки, в одной указание на другую. Зачем так сложно? И почему обязательно вторую посылку забирать самому, хотя это опасно для жизни? Просто чтобы нагнать в рассказ экшен?
Цитата
Отправитель просил принять груз лично. Тот будет скинут на капсуле в двадцати километрах от станции. Очень разумное решение, сброс на песчаное плато, где шанс повреждения минимален.

Ну да, очень разумное решение, о разумности которого автор сообщает чуть ниже:
Цитата
Вероятность гибели при поиске груза – 86%. Вероятность гибели груза, если его не забрать – 86%.

Откуда роботу известно, что груз, сброшенный в место, "где шанс повреждения минимален" с вероятностью 86% погибнет? Откуда такая срочность, что непременно нужно переться в шторм? Даже сейчас клеточные культуры хранятся десятилетиями и спокойно перевозятся в спецконтейнерах.
Цитата
указывая на голограмму Лиры. В её руке, едва заметная ранее, теперь чётко виднелась синяя печать – та же, что и на конверте. Алек присмотрелся: это был не луг Земли, а марсианский пейзаж. Лира стояла у купола, за её спиной – оранжерея и чахлые ростки тюльпанов. Явно наслоение нескольких изображений.

Этот абзац вообще не понял. Зачем робот занимался подделкой изображений, помещая Лиру на Марс?
Цитата
Груз содержит биоматериал "Лира". – Тихонько произнёс ПСИ-3-3. – Шанс его клонирования на Марсе на 87 процентов выше, чем на Земле.

А это откуда взялось? Что такое есть на Марсе, чего нет на Земле? В начале рассказа указано, что ГГ работает на станции изменения климата, причем, полуразвалившейся. Откуда там спецоборудование для клонирования? Да и зачем оно на Марсе? Более того, как выяснится дальше, о клонировании речь вообще не идет.

Дальше капсула гигантских размеров, хотя перевозила всего лишь "небольшой кейс", "шлепнулась точно в камень" и получила серьезные повреждения (ага, в безопасном месте). Так, что ГГ вынужден кромсать ее плазменным резаком невзирая на ценность и хрупкость груза.

Заканчивается все хэппи-эндом: робот изобретает правильную формулу почвы, ГГ пропитывает зельем из клеток возлюбленной луковицы тюльпанов.
И ГГ выращивает на станции нечто – не растение, не человека с полупрозрачными стеблями, играя во Франкенштейна.
Потом на месте крушения капсулы он высадил это нечто, оказавшееся тюльпанами, которые, заколосившись, заговорили азбукой Морзе, изображая Океан "Сляриса".
Простите, но если задуматься, это какой-то трэш.

Хочется спросить: а что в результате создал ГГ? Тюльпановые поля с распределенным человеческим сознанием? Но откуда оно, сознание, там взялось, автор ведь прямо говорит, что прислали только клеточную структуру? В лучшем случае, у ГГ получилась бы химера (если что, это научный термин), генно-модифицированный тюльпан, хотя и это под вопросом: нужны знания и оборудование, обойтись простой пропиткой луковиц вряд ли получится.
Это Мэри Шелли могла сшить из трупов живое существо с человеческим сознанием, для того уровня развития науки подобное читалось на ура, но мы ведь ушли далеко вперед, а тут фантдоп уровня столетней давности.
Но ладно, допустим, что сознание у тюльпанов все же есть. Что дальше?
О! А это отдельный вопрос! Рассказ заканчивается на самом интересном месте. Стандартная формула: жили они долго и счастливо и умерли в один день тут, очевидно, не подходит.
В целом, с точки зрения этики этот жуткий эксперимент более чем сомнителен. Автор "Франкенштейна" дает однозначную оценку действиям ГГ. Автор рассказа постеснялся это сделать. Однако, думается, что как и в романе эксперимент счастья он никому не принесет, ни ГГ, ни тому тюльпано-существу, которое он создал.

ЗЫ. И что всех так тянет стать цветком?

Цитата
- Соседство с галактикой Кин–дза–дза — наша беда. Они снедаемы страстями.
- Порочными.
- А продолжение жизни в виде растения для них благо.
- И для всех.
- Может, мы их вызовем и спросим? Пусть сами скажут, что для них благо, а что нет.
- Ну, если б им предоставили возможность что-либо решать, то...



ЗЗЫ. Да, еще же был "Амстердамский транс". Здесь, на фантастах.

ЗЗЗЫ. И в формулах - во всех! - размерности не сходятся. Здесь должен быть смайлик с высунутым языком, но я не знаю, как его поставить.

ЗЗЗЗЫ. Право уходить, напевая, узурпировано Вешкой smile.gif но я не удержусь:

уходит, напевая:

Марксист свое веское слово сказал:
Материя не исчезает,
Загнется студент - над могилой его
Огромный лопух вырастает...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
nmgvladimir
сообщение 10.4.2025, 16:34
Сообщение #12


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2128
Регистрация: 7.10.2019
Вставить ник
Цитата
Из: Архангельск




Дмитрий, ну ты только что сам доказал свое авторство!))
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
razuka
сообщение 10.4.2025, 16:40
Сообщение #13


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 1007
Регистрация: 20.11.2018
Вставить ник
Цитата




Цитата(nmgvladimir @ 10.4.2025, 16:34) *
Дмитрий, ну ты только что сам доказал свое авторство!))

Длинный отзыв это деанон? smile.gif "Не думаю" (с)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Рыжая вешка
сообщение 11.4.2025, 11:44
Сообщение #14


Бесконеченое вдохновение
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 8687
Регистрация: 8.11.2014
Вставить ник
Цитата
Из: КМВ




Три раза я подступала к отзыву на этот рассказ и три раза откладывала, потому что, как мне казалось - не находила нужных слов. Зато три раза перечитала.
С первого раза (если отбросить Солярис и Франкенштейна) возникла чёткая аллюзия на "Марсианина", но без этих длинно-пространственных рассуждений, многочисленных (и не всегда аппетитных) опытов по выращиванию и прочих нереальностей типо взлёта без крышки. Но это, как говорится, Марс, детка. Теперь все с этим сравнивают. И - да, вот что интересно, болталка многим дала толчок писать именно про Марс.
В рассказе я не увидела ничего противоречащего, да и придираться ни к чему не хотелось. Рассказ грустный и воодушевляющий одновременно. Дающий надежду и оставляющий горечь от потери близкого человека в послевкусии. Такое вот смешанное чувство. Песня кст вертелась в голове всё это время и возникла сразу.

*ухожу, напевая:
Жить и верить - это замечательно,
Перед нами - небывалые пути.
Утверждают космонавты и мечтатели,
Что на Марсе будут яблони цвести.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
tanasa
сообщение 12.4.2025, 12:34
Сообщение #15


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 2479
Регистрация: 9.4.2013
Вставить ник
Цитата
Из: Санкт-Петербург




Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Барон фон Гринва...
сообщение 15.4.2025, 16:58
Сообщение #16


Искатель тайн
***

Группа: Пользователи
Сообщений: 491
Регистрация: 25.12.2024
Вставить ник
Цитата




Заканчиваю приступ двуглавого орлизма.

(+)"Ну, во-первых, это красиво!"(с) Основательно, масштабно, монументально - особенно в формате малой прозы. Физика и лирика в одной упряжке (конь с трепетной ланью, и т. п.) Аллюзии к классике и просветительскую составляющую всегда принимаю более чем сочувственно.

(=) Слишком детально расписано - утомляется и рассеивается внимание. Слишком много аллюзий - после третьей начинаешь выискивать "нарочно покладенное". Слишком заметны конструкции с переизбытком эпитетов: "Серебристая оболочка «Нового Уренгоя» мерцала под кровавым солнцем, как мыльный пузырь, готовый лопнуть." Мораль двусмысленна (как минимум). Не уверен в правомерности сравнения, но ощущения по прочтении похожи на детские впечатления при первом знакомстве с обликом кентавра...
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Фиалка
сообщение 17.4.2025, 14:39
Сообщение #17


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 962
Регистрация: 12.12.2017
Вставить ник
Цитата
Из: где Полярная звезда над головой




Я согласна с идеей рассказа о том, что тюльпаны, даже увянув, могут восстановиться,
если не потеряли тягу к жизни. Ещё понравилась средняя часть рассказа.
Робот Дырявый молодец!

Начало же сюжета жутковато: песок хрустит, как перемолотые кости, и это вызывает вопрос,
где ГГ молол кости, откуда у парня подобные ассоциации? В целом по тексту, если к костям
прибавить упомянутые в рассказе кровавое солнце, запах железа (а у крови железистый запах) и луковицы тюльпанов, пропитанные клетками Лиры, то мозаика обстановки намекает на страшную картину. То ли ГГ монстр, то ли не туда направился от любимой девушки - он улетел, чтоб ей
помочь и не помог, как так? Герой обязан достигнуть цели.

Я была настроена читать про другой Марс: для меня Марс дружественен, приветлив и
богат сенсациями.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
karpa
сообщение 18.4.2025, 10:27
Сообщение #18


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 3096
Регистрация: 11.3.2011
Вставить ник
Цитата
Из: г. Дубна Московской области




Цитата
Фиалка. Я была настроена читать про другой Марс: для меня Марс дружественен, приветлив и
богат сенсациями.


Хорошее представление о Марсе. Возможно, он когда-нибудь будет дружественен к людям. Однако не раньше терраформирования этой планеты. Сегодня увы это не так, хотя радует то, что есть запасы воды в виде льда. А вот углекислотная атмосфера и проникающая космическая радиация будут доставлять первым поселенцам вполне житейские трудности.

Будем надеяться, что мечтатель Илон Маск позаботится об этом при создании первых городов на Марсе smile.gif
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Иван Приказный
сообщение 18.4.2025, 15:48
Сообщение #19


Играющий словами
**

Группа: Пользователи
Сообщений: 56
Регистрация: 17.3.2025
Вставить ник
Цитата




Рассказ «Алгоритм счастья» представляет собой глубокое и эмоциональное произведение, которое гармонично объединяет научную фантастику, экзистенциальные мотивы и философию отношений человека и технологий. Повествование разворачивается на фоне пустынного пейзажа Марса, где инженер-эколог Алек борется за возрождение жизни на Красной планете и спасение любимой жены Лиры.

Автор мастерски использует образы и символы, создавая атмосферу напряжения и грусти. Песок Марса, описываемый как «скрипевший под сапогами, словно перемолотые кости», передает отчаяние героя, отчаянно борющегося за чудо. Любовь, представленная в образе Луны, в конечном итоге превращается в неживые клетки, трансформированные наукой, — противоречивый финал, подчеркивающий невозможность полного контроля над жизнью и смертью.

Образ ПСИ 3-3 — разрушенного робота, хранящего в себе человеческую чувствительность и алгоритмы сочувствия, символизирует слияние органического и технологического миров. Диалоги между героем и роботом полны глубинного смысла и поднимают вопросы о природе бытия, веры и выбора.

Рассказ отличается прекрасным стилем написания, яркими описаниями и продуманными персонажами. Читателя привлекает богатство языка, тонкая атмосфера и эмоциональная глубина повествования. В финале читатель сталкивается с вопросом: что важнее — логика и наука или эмоции и вера? Ответ остаётся открытым, вызывая размышления и задавая вопросы, на которые нет однозначных ответов.

История написана ярко, убедительно и глубоко. Отлично подойдет любителям научной фантастики, ищущим рассказы, поднимающие серьезные философские вопросы.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Дон Рэба
сообщение 18.4.2025, 19:23
Сообщение #20


Серый Кардинал
*****

Группа: Модераторы
Сообщений: 12894
Регистрация: 23.6.2017
Вставить ник
Цитата
Из: Арканар




Цитата(razuka @ 10.4.2025, 18:21) *
Наверняка ГГ будет пытаться примерить на себя роль бога, как и герой романа, и выступить в роли создателя.

Так у героя ещё и имя - говорящее. Алек - Аллек - Аллах.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

4 страниц V   1 2 3 > » 
Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 



RSS Текстовая версия Сейчас: 4.7.2025, 14:41