Литературный форум Фантасты.RU

Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )

Литературный турнир "Игры Фантастов": "Дилогия 2" (приём рассказов закончится 31.08.2025)

 
Ответить в данную темуНачать новую тему
Леостат
сообщение 27.6.2025, 6:04
Сообщение #1


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 7361
Регистрация: 12.11.2012
Вставить ник
Цитата




Доброго весеннего всем дня. Среди предлагаемых читателями тем попалась одна, которая заставила меня серьезно задуматься. Это вопрос: «Как сформировать индивидуальный авторский стиль». Вопрос интересный, тем более, авторский стиль – это как визитная карточка или личная печать писателя.
Что такое авторский стиль

Буквально в нескольких словах скажу об этом понятии, так как, думаю, многие и так догадываются, что это такое. Под авторским стилем понимаются оригинальные особенности текста, которые позволяют узнавать писателя и придают его произведением неповторимую индивидуальную окраску. Это относится не только к художественной литературе, но и, вообще, к любым текстам. Поэтому речь пойдёт не о предпочитаемом жанре, сюжете, образах героя, а именно о стилистике, то есть построении предложений, использовании каких-то оборотов, фигур речи, о выразительных средствах и т. д.

Индивидуальный стиль должен быть рассчитан на определённую целевую аудиторию, соответствовать выбранному жанру и привлекать читателей. Иначе смысла в нём нет. Это я к тому, что встречаются среди начинающих авторов личности, которые разнообразные ошибки, в первую очередь, речевые и синтаксические, называют авторским стилем. Нет, ошибки, они и есть ошибки, и читателей никогда не привлекут. Неискушённые люди могут с ними смириться ради увлекательного сюжета, но уважения к автору стилистические ляпы не прибавят. Наоборот, они, как увеличительное стекло, высвечивают и неопытность, и непрофессионализм. Уж лучше не иметь индивидуального стиля, чем такой, например:

«Я присмотрелась и увидела там свое заспанное, но от того еще более прекрастное отражение. Длинные черные волосы, чуть просвечиваясь на солнце, неспадающими прядями стурились по моим щекам, лбу и фиалковым глазам цвета сердолика, щеки немного припухли после сна, но оттого лишь более оттеняли тонкий римский нос, как будто перечеркивающий лицо на верхнюю и нижнюю половины». (Орфография авторская, так же как и стиль. Припухшие щёки, оттенявшие тонкий римский нос – это шедевр, я считаю).

Что нужно делать, чтобы сформировать индивидуальный литературный стиль

Чаще всего такой стиль формируется спонтанно и неосознанно в процессе усердной практики, когда автор много пишет и постоянно работает над своим текстом, избавляясь от ошибок, лишних слов, используя разнообразные приёмы. При этом что-то неудачное отсеивается, а какие-то выразительные средства, напротив, закрепляются в тексте и в опыте автора. Но всё же есть несколько моментов, на которые следует обратить внимание.
Читайте хорошие книги

Это советуют всем авторам, особенно начинающим. Читая книги, мы формируем и свой вкус, и свой писательский стиль. Однако здесь не всё однозначно.

Понятно, что читать надо книги с хорошим стилем, читая фанфики и неотредактированные черновики сетевых авторов, хорошего стиля не сформируешь, потому что при чтении срабатывает психологический механизм неосознанного подражания. Какие-то формулировки, клише, речевые обороты буквально застревают в мозгах, а потом оказываются в собственном тексте.

Однако и при чтении классиков, которых обычно рекомендуют, тоже всё непросто. Во-первых, читая Чехова, Чеховым не станешь. Потому что стиль – это отражение индивидуальности: души писателя, его восприятия мира, его опыта. Чтобы писать как Чехов, надо им быть.

Во-вторых, стиль классиков не соответствует менталитету и восприятию наших современников. Что гармонично воспринимается в текстах Пушкина и Гоголя, будет казаться даже не подражанием, а пародией в произведении современного автора.

Но читать хороших стилистов всё же надо, причём читать, как писатель, то есть анализировать приёмы, выявлять какие-то фишки, примерять на себя, что-то принимать, что-то отвергать.
Николай Ге. Портрет Льва Николаевича Толстого.
Развивайте чувство текста и литературный вкус

Чувство текста, умение ощущать гармонию и дисгармонию соединённых в предложения слов, на мой взгляд, частично врождённое и связано с индивидуальными особенностями восприятия, также как музыкальный слух. Но нет никакого сомнения в том, что это чувство можно развить, как и звуковысотный слух или чувство ритма.

Что же касается литературного вкуса, то я имею в виду не оценку сюжета или жанровых особенностей, а именно текста, стилистики. Понятно, когда автор пишет, он старается, чтобы текст нравился, прежде всего, ему самому. Но не факт, что стиль произведения также будет нравиться читателям.

Например, многие начинающие авторы буквально упиваются процессом построения сложных предложений, красочными оборотами, метафорами. В результате получаются длинные предложения-«гусеницы», которые не только сложны для восприятия, но ещё и собирают в себе многочисленные синтаксические ошибки, как собаки репьи.

Чувство текста можно развить не только читая качественные книги, но и редактируя, только не свои, а чужие произведения. Столкнувшись с проблемой восприятия чужого текста с ошибками, поневоле будешь внимательнее относиться к своему.
Конструирование текста

Авторский стиль может отличаться особым типом построения предложений. Например, использование большого количества глаголов придаёт тексту динамику и силу. Этим отличается «мужской» стиль. А многочисленные прилагательные и причастия делают текст объёмнее, вычурнее, но снижают его динамичность, что более характерно для «женских» текстов. Короткие, рубленые предложения и увлечение парцелляцией также накладывают отпечаток на стиль.

В выборе индивидуальных особенностей синтаксиса автор тоже полагается на свой вкус. Поэтому женские тексты с их словесными кружевами редко нравятся мужчинам, а динамичный и в то же время лаконичный стиль не всегда устраивает женщин, которым он кажется бедным и неэмоциональным.
Писатель за работой. Фото Айзека Азимова.
Несколько слов в заключение

Стиль – это отражение индивидуальности самого человека, неважно о чём идет речь – об одежде, литературе, общении. Яркие интересные личности создают такой же яркий индивидуальный стиль. Чтобы его изменить, необходимо измениться самому человеку – стать жёстче или эмоциональнее, подвижнее или задумчивее.

Отсутствие авторского стиля – это, прежде всего, отсутствие творческой индивидуальности, стремление (часто неосознанное) подражать любимым писателям. Таких подражательных текстов много. В них стандартные обороты, набившие оскомину клише и повторяющиеся стилистические приёмы.

Избежать этого можно, экспериментируя со стилем, намеренно меняя манеру изложения, используя разные типы предложений и т. д. Такие эксперименты лучше проводить на небольших рассказах и эссе. Их можно быстро прочитать, легко сравнить и оценить преимущества и недостатки стиля.

На этом я с вами ненадолго расстанусь. Ниже можно посмотреть ссылки на статьи по этой теме. Думаю, вам будет интересно.
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Леостат
сообщение 27.6.2025, 6:06
Сообщение #2


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 7361
Регистрация: 12.11.2012
Вставить ник
Цитата




https://dzen.ru/a/XqCFZt1iXzo5wDx2?ysclid=m...9fwc82695214867

(с комментариями пользователей интернета)
Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение
Леостат
сообщение 27.6.2025, 6:09
Сообщение #3


Создатель миров
*****

Группа: Пользователи
Сообщений: 7361
Регистрация: 12.11.2012
Вставить ник
Цитата




Авторский стиль, или индивидуальный стиль автора: что это и как сформировать


Когда вы прочитали определенное число книг полюбившегося автора, вы постепенно начинаете запоминать, как он пишет. Здесь использует интересные обороты, любит давать подробные описания, либо вдаваться в метафоричные рассуждения, использовать определенный язык, размашистые и скрупулезно выверенные предложения. Вы, как читатель, начинаете отмечать эти моменты, и определенную манеру написания уже ни с чем не спутаете.

Эта манера называется авторский стиль — интересная и важная составляющая автора, которую он обретает со временем. Об этом грезят многие, ведь именно авторский стиль поможет вам выделиться среди других.
Авторский стиль — что это?
Душа книги — это и есть индивидуальный авторский стиль. Тот слог, то настроение, даже порядок слов в одном предложении — все это может отличить и выделить текст.
Один автор пишет:
«Погода сегодня стояла ненастная: весь день шел дождь»
Второй автор напишет:
«Ненастная сегодня стояла погода. Шел проливной, безостановочный дожь, так и норовил забраться за шиворот»
И разница здесь очевидна: кто-то будет лаконично сообщать обыденные вещи, а кто-то постарается придать им большее значение.

Но с самого начала важно понимать, что авторский стиль нельзя добавить позже. Кто-то, может, подумает: «Напишу текст, затем разбавлю его этаким словцом и все готово». Но так это не работает, ведь собственный стиль вырабатывается самим автором на протяжении всего писательского пути.

Индивидуальный авторский стиль — это работа, прежде всего, над собой. И ниже мы разберем, как к этому прийти.
В чем проявлялся авторский стиль у известных писателей?
Начнем с ярких примеров, а именно с самих авторов, чей стиль без проблем узнают многие читатели.
Сергей Довлатов
Его стиль до сих пор считается уникальным, потому что, как сам считал Довлатов, в прозе важно вводить дисциплинирующие рамки, которые уберегут от многословия и пустоты.
«Что касается меня, то вот уже лет шесть я пишу таким образом, что все слова во фразе начинаются у меня на разные буквы. Даже предлоги не повторяются»
И эта особенность, которую Довлатов впоследствии в шутку называл психозом, стала яркой и отличительной чертой его авторского стиля.
Эрнест Хемингуэй
Стиль Эрнеста отличает лаконичность в художественной литературе, не принимающая излишний описательный язык. На это сильно повлияла профессиональная журналистская деятельность, которая и приучила автора к некоторой сухости и прямолинейности, что и нашло место в его работах. Хемингуэй считал, что факты сами должны говорить о себе и символизме, который несут в себе, а излишнее описание и объяснение будут только мешать и уводить читателя в сторону.
Джеймс Джойс
Стиль автора выделяется так называемым «потоком сознания» — приемом, который описывает мельчайшие подробности, каждую мысль и каждое действие рассказчика. Скрупулезное, тяжелое и дотошное описание, из-за чего не знакомым с автором читателям в первое время бывает тяжело уследить за основной мыслью, заложенной в текст.
Антон Чехов
Неповторимый стиль писателя заключается в его лаконичности, броскости и точности языка, способностью за счет этого создавать глубокие и реалистичные, сложные образы персонажей. В письме Чехова нет никаких лишних слов, все исключительно на своем месте и с определенной целью.
Рэй Брэдбери
Уникальный стиль автора всегда отличался не только фантастичностью сюжетов, но и философскими, моральными идеями, которые аккуратно вплетены в каждую историю. Яркие метафоры, запоминающиеся образы, множество аллегорий и описаний — все это отличительные черты стиля Брэдбери.
8 советов для формирования авторского стиля
Белой нитью через всю статью идет одна мысль: индивидуальный авторский стиль возможно сформировать. И сейчас мы подробнее поговорим о том, как это можно сделать.
Совет 1
Читать книги разных жанров
Чем больше вы читаете разнообразной литературы, тем усерднее работает ваша насмотренность. Вы невольно запоминаете особенности текстов, которые в дальнейшем будете адаптировать под себя. Что-то вам будет нравиться в письме другого автора, и вы это выделите, а что-то нет, и вы никогда не будете так писать или пользоваться таким приемом.
Совет 2
Оттачивайте литературный вкус
Во время чтения старайтесь не забывать, что вы не только читатель, но и автор, поэтому обращайте внимание на построение предложений, на особые обороты и метафоры, а затем анализируйте, почему вам запомнилась та или иная конструкция.

Еще будет хорошо уловить ритм повествования, что поможет вам не уходить в километровые, выматывающие описания. Хотя вполне вероятно, что и это может стать вашей авторской особенностью.
Совет 3
Показывайте, а не рассказывайте
Старайтесь избегать общих слов, которые не дают конкретики. Вкусная еда, красивые люди, хорошая погода — подобное не вызывает эмоций, не создает образ, потому что каждый, например, представляет хорошую погоду по-разному.

Можно написать так:
«Максим был в восторге, еда ему понравилась, потому что напомнила о детстве»
Но ведь можно сделать и так:
«Попробовав первый кусочек капустного пирога, Максим опешил: в голове вспыхнули теплые, давно забытые воспоминания о беззаботном времени, когда его мама каждое воскресенье готовила точно такой же пирог. С зажаристой корочкой и перченой начинкой"
Не стоит, конечно, и игнорировать общие слова, но здесь важно самому понимать, когда использовать одно, а когда другое, ведь в тексте ничего не должно быть просто так.
Совет 4
Используйте прием «чайка»
Допустим, сейчас в сюжете вашей истории намечается маленькая сценка, где герои едут по сельской дороге и пересекают деревню. Если просто описать то, что происходит, получится длинное перечисление фактов. Но ведь хочется дать понять читателю, что происходит вокруг, какое настроение! Тогда и применяется «чайка» — этакая короткая перебивка, которая помогает соединить два или более действий. Она представляет из себя абстрактный кадр, не имеющий отношения к основному действию.

Вот ваши герои едут по сельской дороге, чтобы проехать через деревню. Вместо фактов о деревне, опишите то, что происходит вокруг: какая погода, как дует ветер, как чувствуется эта дорога, какие запахи вокруг. Это позволит читателю самому представить окружение, но при этом вы не будете грузить его не нужными подробностями, а герои уже проедут локацию.
Совет 5
Будьте честными с текстом
Вы — автор, и текст перед вами — ваш текст. Будьте искренними, пишите от всего сердца и от души, вкладывайте сюда свои эмоции, свой прожитый опыт, переживания и мысли. От безэмоциональности текста, если это не является специальным приемом, стоит избавляться. Стиль формируется как раз из того, насколько вы понимаете собственный текст.
Совет 6
Учитесь вовремя останавливаться
Нужно стараться чувствовать текст. И если у вас не идет какая-то фраза или предложение, если вам не удается дать какое-то описание, и оно выглядит искусственным, то просто откажитесь от этого. Не бойтесь резать текст, потому что читатель сразу же поймет, что натужные описания и сцены обманывают его.
Совет 7
Усильте свои знания русского языка
Русский язык — это огромнейший инструментарий, который в умелых руках превращается в настоящее писательское оружие! Чем лучше вы будете разбираться в тонкостях и сложностях, тем увереннее сможете пользоваться ими для создания своего авторского стиля. Это как и с любым предметом: вы узнаете как можно больше, чтобы использовать это в дальнейшем для себя.
Совет 8
Узнавайте себя
Это один из важнейших советов, ведь писательство — это творчество, которое идет изнутри вас. Вы используете собственный опыт, собственные эмоции, собственное видение окружающего вас мира. И чем лучше вы понимаете и ощущаете себя, тем искреннее, глубже и индивидуальнее будет каждый ваш текст. Уникальный стиль автора из этого и складывается.


Перейти в начало страницы
 
+Цитировать сообщение

Ответить в данную темуНачать новую тему
1 чел. читают эту тему (гостей: 1, скрытых пользователей: 0)
Пользователей: 0

 

RSS Текстовая версия Сейчас: 12.8.2025, 0:52


Рейтинг@Mail.ru