Турухтанные острова Автор: Агния , Высокие отношения |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Турухтанные острова Автор: Агния , Высокие отношения |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Серый Кардинал ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Модераторы Сообщений: 12887 Регистрация: 23.6.2017 Вставить ник Цитата Из: Арканар ![]() |
Не знаю, не уверен, что найду понимание и сочувствие, но всё-таки расскажу — потому что так устроен человек — делиться тем, что пережил.
Бывало ли с вами, что какое-то мимолётное событие оставляет в душе заметный след? Вроде и не было ничего, только вздрогнуло сердце и потянулось к чему-то необыкновенному, прекрасному и нездешнему. И годами потом словно ваше личное, локальное светило освещает будни радостью узнавания, опознания настоящего чуда. Я встретил её в апреле, в один из тех дней, когда победное весеннее солнце деликатно прикрывают облака. Небо обретает удивительный жемчужный оттенок, светится исподволь, глубинно, и все предметы перенимают этот драгоценный отсвет. Так вот, я ехал в троллейбусе, она сидела впереди через два ряда сидений, и сначала я почему-то заметил юбку, а потом остальное. Ну как «почему-то»? Потому что светлое в пол одеяние встречается нечасто. А я фотограф, разумеется, я заметил. Светло-бежевая клетчатая юбка спускалась, закрывая ноги по узкие щиколотки. За эти щиколотки я зацепился взглядом и задержался, как бывает иногда в задумчивости, и только потом поднял глаза выше. Прямая спина в светлой курточке, покатые плечи, тонкий столбик шеи и узел волос совершенно дивного редкого оттенка — светлорыжий, почти золотой с отливом в розовый. Что-то вроде такого цвета, что в живописи называют «салмон» - тёплый, спокойно сияющий, мягкий. Я залюбовался. Вообще с первой секунды я отметил в себе это желание — не обладать, не «присебякать», а любоваться. И запечатлеть — ну а как же… Ловить прекрасное мгновенье — мой хлеб и моё кредо. Но отчётливо сформировать в себе намерение подойти, заглянуть ей в лицо, объяснить, что профессиональный фотограф, что хотел бы сделать снимки даже просто со спины, разумеется, только с её согласия — я банально не успел. Она что-то спросила у сидящего рядом мужчины. Я расслышал только «турухтанные острова». Он ответил, махнул рукой направление, и она вышла на ближайшей остановке. Я смотрел, как она удаляется, и определённо понимал, что где-то уже видел эту фигуру с прямой спиной в светлом одеянии и розово-золотым узлом волос. Видел именно так — удаляющейся, уходящей… И она так же ступала — небрежно, красиво и уверенно. Она повернула голову вправо, как будто собираясь обернуться, повела рукой - деликатно, от локтя, приподнимая край юбки перед лужицей, и сходство с кем-то из глубин памяти стало совершенно полным. Но вспомнить, кто это и почему так мне знаком, я не мог. С этим ощущением досадного бессилия памяти, я прожил несколько дней. Отчётливым оставалось желание встретить её ещё и топоним — Турухтанные острова. Какое обманчиво-манящее название... Кажется, что это место, где тихо шелестит трава, бесконечный пологий берег окаймлён сухими ломкими водорослями, везде тайные лагуны и заводи, плоские валуны, и венчает всё широкая диорама Залива. Некрупные кулики — турухтаны - кормятся, бегают по мелкой воде, дерутся и брачуются. Такие необычные и смешные — самцы с «ушками», в ярких, разноцветных «жабо», самочки — изящные, тонконогие, как юные барышни… И хочется бесконечно, вне времени, сидеть на удобной, окатанной водой коряге и смотреть на них и слушать шелест травы и дальние звуки города. В этот пейзаж моя неизвестная знакомка вписалась бы идеально. Но ведь нет, всё это совсем не так. Сердце-то тянется к чуду и придумывает себе его, только повод дай. А реальность неромантична, некрасива, и шансов нет. Вот и турухтаны совсем не редкость на нашем Севере и вообще в России, но не живут в городах. А Турухтанные острова — несомненно город в деловом, некрасивом его проявлении — склады, пакгаузы, заборы, стоянки большегрузов, всякие ООО и т.д. И не было там островов никогда, а просто крахмальная мануфактура на отдельном острове. Которая через столетия закрепилась в городском языке как «турухтанный» остров, а когда канал засыпали почему-то помножилась до островов. Бывает… У языка свои законы. И что такой женщине могло там понадобиться? Хотя… Есть там островок Кривая дамба. Единственный нечаянный оазис зелени — результат углубления дна для активного судоходства. И попасть на него случайному человеку практически невозможно — там живут только птицы, и никто не перевозит путешественников туда и обратно. Но там она была бы уместна, органична — мысленно найдя для неё цель и пристанище, я успокоился, не бередил душу мыслями, что должен был бежать за ней тогда. Словно точно знал — нет, не должен. Было такое чувство глубинного понимания — что мы несовместимы. Как будто моя личность — деколь, картинка на обычном чайнике, а её — бессмертная роспись на чёрнолаковой греческой вазе. Нет, я не бьюсь в экстазе самоуничижения, просто трезво понимаю, что моя особа со всеми её «сколами, трещинками и потёртостями» интересна только ближнему кругу людей. Как и подавляющее большинство бессчётного сонма людей значимо только для своего окружения — и это нормально. Принять и не роптать. В общем я успел всё это хорошенько осмыслить и поэтому даже не очень удивился и принял как должное новое её появление в том же апреле. День был солнечный, тёплый, я выбрал его, чтобы поснимать у берега Залива в Лебяжьем. Тысячи и тысячи перелётных птиц возвращаются через Лебяжье на летнее гнездование в тундру и Ленинградскую область. Самые заметные, конечно, лебедь-кликун и малый тундровый лебедь, но много и других. Место само по себе красивое по цвету — синева воды и жёлто-рыжие островки прибрежных трав сочетаются, как у Рублёва в Троице — ляпис-лазурь и золотая охра. Да ещё лебеди… Взлетают с разгона - не так просто поднять в воздух пятнадцать килограмм, а садятся, раскинув крылья, выставляя лапы вперёд, под косым углом, как шасси, вспарывая воду бурунчиками. Бесконечные ряды вопросительных белых шей, жёлтые пятнышки клювов, забавные «обезглавленные» тушки, когда птица ищет корм на дне — в общем снимать-не переснимать. Да и просто приятно там находиться, но головной убор лучше иметь на всякий случай и желательно с широкими полями. Я снимал уже довольно долго, когда вдруг заметил её — мою светлую знакомую незнакомку. Она шла по кромке берега, удаляясь — ещё недалеко, ещё можно нагнать быстрым шагом, но я пошёл за ней медленно. Общий ракурс был неудачный — против солнца, ну и ладно, неважно. Не теряя времени, я снимал и снимал, не глядя на то, что получается. Потом, всё потом, уж что-нибудь-то выйдет из этого лихорадочного потока. Вся в золотом сиянии весеннего света она шла вплотную к птицам, которые не сторонились её, не вспархивали испуганно, а словно подставляли ей под руку свои изогнутые шеи. Левой рукой она прижимала, как рог изобилия, объёмный пакет, правой скармливала птицам кусочки яблок, моркови, какие-то колосья. И вдруг я понял, кого же «узнал» в ней ещё тогда, при первой встрече. Мои самые первые детские впечатления о лучшем, что было у человечества — книга о фресках Помпей, Геркуланума, Стабий. Бог знает, откуда она у нас взялась, но репродукции — выше всяких похвал. И та фреска с виллы Ариадны в Стабиях — одна из любимейших — Флора, идущая куда-то, вглубь своей ушедшей под толщу времени страны. Спиной к зрителю, который, конечно, не достоин созерцать её лик, вот и облегчается ему задача не ослепнуть от сияния, не пасть, как громом поражённый к её стопам… И видел я её сейчас так, как она нарисована неизвестным гением первого века нашей эры — удаляясь, она была визуально такого же размера, как на фреске — тридцать сантиметров божественной красоты… Я и так не смотрел себе под ноги, снимая, а тут ещё такое — узнавание ударило мне в голову словно камень в висок. Это же она! Я споткнулся, неловко упал, камера отлетела, несколько раз перевернулась. Я бросился смотреть, что с ней — важнейшая всё-таки вещь для меня. И пока, стоя на коленях, рассматривал — нет ли повреждений, всё исчезло. Померкло сияние Солнца, закрытое облаком, стаи птиц как-то разом отступили в воду, исчезла и моя богиня. Я вскочил, метнулся назад за рюкзаком и кофром, и бросился бежать вдоль берега, отыскивая её следы, вглядываясь вдаль — куда же она пропала? Пропала… Исчезло всё, даже следов на песке не осталось, и птицы отхлынули от берега к зарослям рогоза. Мне что — всё померещилось? Дрожащими руками я открыл просмотр снимков на камере — ну там-то она должна быть! Нет, непостижимым образом снимки мои заканчивались перед тем, как я её заметил. Думая теперь холодной головой, я понимаю, что мог просто неловко ткнуть не ту кнопку. Но это так на меня непохоже, сколько раз я снимал налету, из самых неудобных позиций, быстро, мгновенно реагируя на момент. Что же тут со мной случилось? Или это она, Флора, не захотела остаться со мной? Повезло только тому неизвестному гению первого века. Но и ему она доверила только свою уходящую поступь. |
|
|
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2128 Регистрация: 7.10.2019 Вставить ник Цитата Из: Архангельск ![]() |
Автор старался, конечно, но вместо кружева, сплел довольно таки аляпистый коврик. Коврик тоже неплох в своей аутентичности, но тут пытались сплести не коврик.
Работу испортила нарочитость. Поестественней бы. Ну и понятно, очень простенький сюжетец. |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2479 Регистрация: 9.4.2013 Вставить ник Цитата Из: Санкт-Петербург ![]() |
Доброго времени, Автор!
Рассказ очаровывает поэтичностью и визуальной насыщенностью: весенние краски, сравнение с античной фреской — прекрасны. Однако излишние детали замедляют повествование, а исчезновение героини в финале кажется шаблонным, не раскрывая мистики. Стиль изыскан, но сюжету не хватает оригинальности в кульминации. В целом — трогательная зарисовка о мимолётном чуде, слегка перегруженная метафорами. Уж простите, больше мне сказать о вашем рассказе нечего... Стиль приятный). Удачи на конкурсе! |
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 5614 Регистрация: 8.10.2011 Вставить ник Цитата Из: Петербург ![]() |
Я считаю, что автор мог бы подать свою историю иначе, но подал именно так. Выбрал именно такого героя, который не побежит за женщиной, а пойдёт медленно - отсюда и весь этот слишком "высокопарный стиль" и нулевая концовка. У героя рассказа именно такой образ мыслей и действий и такой закономерный итог. Зато этот выбор дал возможность описать события с визуальной цепкостью фотографа, донести "спецэффекты".. Зачёт.
|
|
|
![]()
Сообщение
#5
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 1007 Регистрация: 20.11.2018 Вставить ник Цитата ![]() |
Текст – настроение, скорее зарисовка. Цепляет, и довольно сильно, отличным языком.
Замечу, что до отношенек дело не дошло. Еще замечу, что непонятно, почему "Повезло только тому неизвестному гению первого века"? Сфоткать и тому не дали, только поглазеть. Сидел потом, рисовал по памяти. Так и ГГ никто не мешает. Рисуй на здоровье. Но все это неважно. Рассказ компактный, выверенный, такой править - только портить. Он очень хорош и такой, как есть. ЗЫ. По-моему, сцену в троллейбусе автор писал с аватарки Некто. |
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 56 Регистрация: 17.3.2025 Вставить ник Цитата ![]() |
Очень зацепил рассказ
|
|
|
![]()
Сообщение
#7
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 962 Регистрация: 12.12.2017 Вставить ник Цитата Из: где Полярная звезда над головой ![]() |
Да, многим Флора дарит свою уходящую поступь. Она знает:
природе надо помогать, а времени мало. Девушка тратит свои ресурсы и саму жизнь на поддержку уставших перелетных птиц весной, а зимой, без сомненья, - на зимующих. Прекрасный персонаж! Кормите лебедей и воробьёв! Замечательный рассказ. |
|
|
![]()
Сообщение
#8
|
|
![]() Бесконеченое вдохновение ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8682 Регистрация: 8.11.2014 Вставить ник Цитата Из: КМВ ![]() |
повела рукой - деликатно, от локтя, приподнимая край юбки перед лужицей - единственный момент, о который я споткнулась. В длинной юбке из автобуса не выйдешь. Поэтому прежде лужицы, героиня поддержала бы одёжку на ступеньках... Это не придирка, это так, по мелочи.Как будто моя личность — деколь, картинка на обычном чайнике - снимаю шляпу перед знанием автора.Ещё один волшебный рассказ с необычным, но чрезвычайно лёгким, чуть волшебным, но грустным послевкусием. Вот и сказать больше нечего. Остановись мгновенье - ты прекрасно! *ухожу, напевая: Летящей походкой ты вышла из мая. И скрылась из глаз в пелене января. |
|
|
![]()
Сообщение
#9
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4356 Регистрация: 24.4.2014 Вставить ник Цитата Из: Хабаровск ![]() |
ЗЫ. По-моему, сцену в троллейбусе автор писал с аватарки Некто. Хех, я такая падкая на лесть... С удовольствием соглашусь)) Текст – настроение, скорее зарисовка. А тут не соглашусь. Сцена в троллейбусе - это была бы зарисовка. Небольшой эпизод из жизни. А всё в целом - это же история, рассказ. |
|
|
![]()
Сообщение
#10
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3096 Регистрация: 11.3.2011 Вставить ник Цитата Из: г. Дубна Московской области ![]() |
На мой взгляд, автор описал мечту, которая приходит в обличье незнакомки только весной. Сначала подумала, что автор по профессии орнитолог, потом стала сомневаться. Мне показалось, что автор не выпускает из рук фотоаппарата. Профессиональная терминология искусно вплетается в текст. Но финал,честно говоря, я предвидела - что горе охотник за мечтой споткнется и упадет. То ли мысли героя были неправильными, то ли его шаги - но финал таков как есть.
К отношениям можно отнести героя и его стремление к мечте. Кто мог бы сказать, что поймал птицу Феникс за хвост - тот, кто достиг чего-то загоризонтного. Хороший рассказ - поэтично и романтично получилось. |
|
|
![]()
Сообщение
#11
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 491 Регистрация: 25.12.2024 Вставить ник Цитата ![]() |
Хорошо, что полушарий два.
(+) Поэтично. Живописно - не только из-за эпитетов и аллюзий к иконам, фрескам, фотографиям, но и из-за ритма словесных "линий и пятен". Познавательно, обогащает читателя не только эмоционально-духовным, но и интеллектуально-справочным содержанием. Возвышенно, со всё той же классической идеей о "спасении мира Красотой". Ещё из понравившегося - вызвали размышление о преимуществах/недостатках фотографии и живописи в связи с фаустовским возгласом "Остановись, мгновение!" (-) Тургеневско-гриновский коктейль слабо подействует на пресыщенных экшеном и упивающихся собственным любомудрием наших современников. Напоминает выражение Акутагава: "Свобода - как воздух горных вершин - для слабых людей непереносима"... То же и с Красотой. Правописание: Розенталь советует писать "на(?)лету" в значении "быстро, легко" раздельно - на лету. |
|
|
![]()
Сообщение
#12
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3327 Регистрация: 4.11.2021 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Хорошо, что, кроме полушарий, есть ещё и мозжечок.
![]() Зарисовка в духе И. Бунина. И идея схожая: чудо в светлом образе приходит к тому, кто готов к его появлению в обыденной жизни. К человеку с обострённой восприимчивостью и отзывчивостью на подобное чудо. Вспомнился и Данте с его преклонением перед Беатриче, и лёгкие воздушные образы в стихотворениях А. Пушкина, и тот же А. Грин, и вообще, весь арсенал мировой романтической литературы. Но это - не рассказ, так как сюжета практически не наблюдается, а очень хорошая лирическая зарисовка. Что отнюдь не умаляет достоинств данного литературного жанра в глазах читателей. Читать было приятно, в воздухе словно зазвучали мелодии Вивальди на тему весны, за что автору - спасибо. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#13
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 491 Регистрация: 25.12.2024 Вставить ник Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#14
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3327 Регистрация: 4.11.2021 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#15
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4356 Регистрация: 24.4.2014 Вставить ник Цитата Из: Хабаровск ![]() |
Дело вкуса - как и что писать, как и что воспринимать. Дело не во вкусе, а в том, что вы почему-то не видите сюжет, хотя он здесь очень простой и понятный, не запутаешься. Сюжет Фотограф замечает в троллейбусе девушку, которая привлекает его своей утончённой красотой. Ему даже кажется, что он где-то её видел. Пока он раздумывает, как бы ему спросить разрешения, чтобы сфотографировать, она выходит на своей остановке. Этот случай оставляет необъяснимо глубокий след в его душе. Через некоторое время он снова встречает её на берегу залива, пытается сфотографировать. Незнакомка исчезает, фотографии не удаются, бедному фотографу остаётся лишь вспоминать об этом, как о прекрасном чуде, к которому он имел счастье слегка прикоснуться. |
|
|
![]()
Сообщение
#16
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3327 Регистрация: 4.11.2021 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Nekto, для зарисовки сюжет - подходящий, для рассказа в полном смысле этого слова - не вполне. Потому что мало событий, одни лишь впечатления, переживания, воспоминания, мечты и т.д.
Но я нигде не утверждаю, что это плохо. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#17
|
|
Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 56 Регистрация: 17.3.2025 Вставить ник Цитата ![]() |
Рассказ «Турумхановы острова» представляется глубоким, поэтичным и ярким произведением, связанным с темой искусства, поиска прекрасного и утраченных иллюзий. Главный герой, фотограф, рассказывает о внезапной встрече с женщиной, напоминающей ему Флару — богиню весны из древней фрески, изображение которой сопровождало его детство и юношество.
Первая половина рассказа сосредотачивается на описании внешности женщины и сопоставлении её облика с античными изображениями Флоры. Красочность и поэтика языка переносят читателя в мир фантазии и ассоциаций, сближая обычную сцену на набережной с волшебным, мифологическим опытом. Вторая часть рассказа описывает драматичную встречу с «Флорой» на берегу залива. Герой теряет её, запутываясь в попытках поймать кадр и осознать собственное чувство потери. Важную роль играет присутствие многочисленных лебедей и птиц, подчёркивающих первозданную красоту природы и возвращающих читателя к внутреннему миру главного героя. Читателя очаровывают не только богатый язык и образы, но и особая структура рассказа, погружающая в рефлексию о восприятии красоты, создании художественных произведений и человеческих отношениях. Рассказ поднимает вопросы памяти, воображения и творческого вдохновения, заставляя задуматься о необходимости красоты и искусства в жизни человека. Заканчивается рассказ загадочным образом, с невысказанными вопросами и предположениями. Такая недосказанность оставляет простор для трактовок и укрепляет ощущение чарующей тайны, присутствующей в тексте. Общая оценка рассказа высока: эстетически богатое произведение, которое понравится читателям, склонным к поэтическим образам и медленному чтению, предпочитающим искусство и культуру как средство познания жизни. |
|
|
![]()
Сообщение
#18
|
|
Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 56 Регистрация: 17.3.2025 Вставить ник Цитата ![]() |
Рассказ «Турумхановы острова» представляется глубоким, поэтичным и ярким произведением, связанным с темой искусства, поиска прекрасного и утраченных иллюзий. Главный герой, фотограф, рассказывает о внезапной встрече с женщиной, напоминающей ему Флару — богиню весны из древней фрески, изображение которой сопровождало его детство и юношество. Первая половина рассказа сосредотачивается на описании внешности женщины и сопоставлении её облика с античными изображениями Флоры. Красочность и поэтика языка переносят читателя в мир фантазии и ассоциаций, сближая обычную сцену на набережной с волшебным, мифологическим опытом. Вторая часть рассказа описывает драматичную встречу с «Флорой» на берегу залива. Герой теряет её, запутываясь в попытках поймать кадр и осознать собственное чувство потери. Важную роль играет присутствие многочисленных лебедей и птиц, подчёркивающих первозданную красоту природы и возвращающих читателя к внутреннему миру главного героя. Читателя очаровывают не только богатый язык и образы, но и особая структура рассказа, погружающая в рефлексию о восприятии красоты, создании художественных произведений и человеческих отношениях. Рассказ поднимает вопросы памяти, воображения и творческого вдохновения, заставляя задуматься о необходимости красоты и искусства в жизни человека. Заканчивается рассказ загадочным образом, с невысказанными вопросами и предположениями. Такая недосказанность оставляет простор для трактовок и укрепляет ощущение чарующей тайны, присутствующей в тексте. Общая оценка рассказа высока: эстетически богатое произведение, которое понравится читателям, склонным к поэтическим образам и медленному чтению, предпочитающим искусство и культуру как средство познания жизни. Турухтарные* |
|
|
![]()
Сообщение
#19
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2128 Регистрация: 7.10.2019 Вставить ник Цитата Из: Архангельск ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#20
|
|
![]() Искатель тайн ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 491 Регистрация: 25.12.2024 Вставить ник Цитата ![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 15.6.2025, 2:02 |