Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: О плагиате и не только
Литературный форум Фантасты.RU > Мастерская Фантаста > В помощь писателю
Nobody123
Столкнулся с такой проблемой. Допустим, сочинил что-либо, а потом вдруг обнаруживаешь, что это уже кто-то написал. Такие же образы, похожие миры, такие же сюжетные ходы и пр. Да, могут отличаться детали, но в целом всё очень похоже. И ты понимаешь, что всё, что ты написал, до тебя могли написать сотни людей, а ты об этом даже не знаешь. В общем, беда в том, что создать нечто принципиально новое если не невозможно, то очень и очень трудно, да и то, гарантий нет никаких.
Так вот, сталкивался ли кто-то с такими проблемами, кто как их решает (если решает вообще) и что это: интеллектуальная и творческая импотенция или неизбежность?
Б. Солврев
Цитата(Nobody123 @ 24.1.2019, 14:50) *
Столкнулся с такой проблемой. Допустим, сочинил что-либо, а потом вдруг обнаруживаешь, что это уже кто-то написал. Такие же образы, похожие миры, такие же сюжетные ходы и пр. Да, могут отличаться детали, но в целом всё очень похоже. И ты понимаешь, что всё, что ты написал, до тебя могли написать сотни людей, а ты об этом даже не знаешь. В общем, беда в том, что создать нечто принципиально новое если не невозможно, то очень и очень трудно, да и то, гарантий нет никаких.
Так вот, сталкивался ли кто-то с такими проблемами, кто как их решает (если решает вообще) и что это: интеллектуальная и творческая импотенция или неизбежность?

Возможно ситуации:
1. Все люди плюс-минус одинаковые, но при этом совершенно разные. Решают ньюансы поведения. Мы живем в примерно одинаковых условиях и поэтом образы и ассоациации будут примерно одинаковыми. Никто не мешает в похожем мире разыграть свою историю со своими вывертами и идеями и даже переплюнете конкурентов
2. У вас не хватает опыта/знаний/материала/идей и в рамках "знакомого" мира пытаетесь выехать самым простым путем на чужом опыте. Это не плагиат но ничего нового не создадите

Если у вас первая ситуация - придумывайте интересные истории/конфликты/идеи и похожие миры и инструменты скорее могут помочь вам донести их до читателя ибо знакомы. Они всего лишь инструменты. Просто возьмитесь и делайте.

Если вторая - смиритесь, это действительно импотенция но она лечится... Расширяйте кругозор. Получайте новый опыт, новые знания и желательно не только за компом.
Виктор Не
Цитата(Nobody123 @ 24.1.2019, 14:50) *
В общем, беда в том, что создать нечто принципиально новое если не невозможно, то очень и очень трудно, да и то, гарантий нет никаких.

Можно, гарантия есть. Пока одни говорят про 32 (или сколько там их), другие умудряются создавать что-то новое. Один пример тот рассказ Кларка про монахов, другой: https://fantlab.ru/work2772 (что показательно, он базируется на тогда уже известных парадоксах, но поднимает вопросы из области философии, при определённом подходе весьма новые).

Ну а в целом, конечно, проще забить на вопросы "творческой импотенции". Потому как, писать лучше исходя из потребностей, а не с оглядкой на некие "критерии". При том , что для меня лично критерий новизны важен, но большинству на него пофиг, и извечные сюжеты, каждый год перевариваются и результат издаётся, экранизируется и это даже "фишка" для некоторых.
крезот
Сюжетные ходы, архетипы, истории повторяются. Для жанровых произведений такие повторения даже обязательны. Для примера любовный роман - там наличие влюбленных обязательно, да и все они по одной схеме лепятся, потому что в основном это история про то как люди находят свою любовь. Тут важна разница в исполнении. Какие именно герои, ситуации.
В первую очередь мозг конечно подкидывает штампы и ранее увиденное. Это нельзя как бы назвать плагиатом. Просто читатель скажет "о, я это уже видел" и ему станет скучно. Это как бы осложняет писателю задачу. В идеале надо предложить старую привычную историю, но немного по другому, чтобы удивить.
И да, скорей всего идеи ваши будут не новы, и раньше уже где-то попадались. Но я бы на это внимания не обращал. Может вы напишите лучше? Да и вообще история может быть и одна, а мысль и подтекст в ней заложены разные. Вот там как раз и можно отличиться.
Придумывать своих огров, тролей, гномов, эльфов, мутантов - особого смысла нет. Это дает слишком мало плюсов, а иногда выплывает минус. Читатель рассчитывал почитать про эльфов, а у вас там что-то другое.
Плагиат - это фанфики всякие и переписки вроде "Буратино" и "Волшебника Изумрудного города".

Рост_Тюльберов
Цитата(Nobody123 @ 24.1.2019, 19:50) *
Столкнулся с такой проблемой. Допустим, сочинил что-либо, а потом вдруг обнаруживаешь, что это уже кто-то написал. Такие же образы, похожие миры, такие же сюжетные ходы и пр. Да, могут отличаться детали, но в целом всё очень похоже. И ты понимаешь, что всё, что ты написал, до тебя могли написать сотни людей, а ты об этом даже не знаешь. В общем, беда в том, что создать нечто принципиально новое если не невозможно, то очень и очень трудно, да и то, гарантий нет никаких.
Так вот, сталкивался ли кто-то с такими проблемами, кто как их решает (если решает вообще) и что это: интеллектуальная и творческая импотенция или неизбежность?


Похоже, Вас, уважаемый тут ещё не посылали читать учебники по писательскому мастерству или хотя бы изучить нечто под названием "мономиф". История всегда одна.
А количество оборотов, поворотов, выразительных средств, характеров персонажей - уже давно посчитано в этих учебниках. Не помню точно цифер, но вариантов историй вроде около 70, остальные их вариаций. Все книги - они о человеке, с которым что-то происходит. Если по ходу книги в герое что-то меняется - это роман, если нет - повесть. Если книга о камне - это аллюзия на человека.

Более того воображение имеет рамки. Например, Вы создаете фентезийный мир с нуля. Есть два варианты - он появился в результате большого взрыва(или катастрофы) или он появился, ибо его создал бог(боги). Третий вариант, не похожий на эти два, можете придумать?
Можете придумать средневековое фэнтази без орков, эльфов и прочего набора? Сделать что-то оригинальное, а не просто эльдаров(это эльфы, которые вышли в космос) или расы Нави из автара(сборная солянка образов индейцев)?

Единственное что у вас есть уникального - это вы. Переосмысление своей жизни, опыта, мыслей, идей, фантазий, разговоров и встреч с людьми и событиями и даёт писателю уникальность.
Как придумать оригинальный мир/историю? Уберите или добавьте в мире/истории одну деталь и развивайте что будет.

Мир игры Дарк Соулс, главный герой постоянно умирает, но умереть не может и все это никакое не спасение мира, а безысходный повторяющийся цикл.

Мир Игры престолов. А что будет, если не понятно кто главный герой и претенденты будут умирать постоянно, как обычные люди?

Роман Конец Детства. А что если инопланетные захватчики, захватят землю, но будут творить добро?

и так далее
Nobody123
Цитата(Виктор Не @ 24.1.2019, 15:25) *
извечные сюжеты, каждый год перевариваются и результат издаётся, экранизируется и это даже "фишка" для некоторых.

В кино вообще сплошь штампы и клише.

В общем, я понял.
Рост_Тюльберов
Штампы, кстати, можно переиначивать.
Есть такое произведение в манге, называется Берсерк. Там архетип и штампы типичных фентезийных антагониста и протагониста перепутаны местами.

В общем-то годноту создавать вполне можно, только это вызов для писателя. Просто переносить на бумагу подростковые фантазии не айс.

Если хотите, можем в личке Ваши намётки посмотреть на наличие классных идей, может чего родиться прикольное
крезот
Цитата(Рост_Тюльберов @ 25.1.2019, 5:47) *
Там архетип и штампы типичных фентезийных антагониста и протагониста перепутаны местами.

герой - воин - одинокий, тупой и преданный
протагонист - король - скрытый противник - амбициозный, идущий по головам ради власти
в чем путаница?


Nobody123
Цитата(Рост_Тюльберов @ 25.1.2019, 5:47) *
Если хотите, можем в личке Ваши намётки посмотреть на наличие классных идей, может чего родиться прикольное

Всё, что было, уже вроде написал.
Просто так интересно получается: решил почитать чего-нибудь на форуме из того, что пишут люди, сразу же наткнулся на такие же сюжетные ходы, подумал, повспоминал из того, что прежде читал и смотрел - да, ужасное клише. Немного поправил, чтобы не так сильно клешированно выглядело. Читаю другое - хренак, образы почти один в один. Ну думаю - это что теперь выделить весь свой текст и нажать del? В общем осознал я, как сложно сделать что-то своё и оригинальное
Алексей2014
Цитата(Nobody123 @ 25.1.2019, 11:11) *
В общем осознал я, как сложно сделать что-то своё и оригинальное

Не переживайте! Вон сколько "Дон Жуанов" и "Кавказских пленников" классики наплодили - и ничего, всё нормально.
Б. Солврев
Цитата(Nobody123 @ 25.1.2019, 11:11) *
В общем осознал я, как сложно сделать что-то своё и оригинальное

Мне почему-то кажется, что не осознали и путаете цель и инструмент. Не для всякой задачи нужно изобретать свой велосипед.
Nobody123
Цитата(Б. Солврев @ 25.1.2019, 11:39) *
Мне почему-то кажется, что не осознали и путаете цель и инструмент.

И это тоже может быть. Я не знаю.
Б. Солврев
Цитата(Nobody123 @ 25.1.2019, 11:42) *
И это тоже может быть. Я не знаю.

Цель это рассказать историю, пройти из точки а в точку б. Как вы ее будете вести по бурелому, изобретая свои методы, или по прохоженной тропе дело десятое, главное чтобы путь в целом интересный и захватывал читателя.

А история сама по себе не набор сюжетных поворотов/приемов вникуда, пусть и весьма оригинальных, а хотя бы цельный и логичный (даже если она у вас в виде перевертыша) маршрут, такой чтобы даже в пересказе и изложении где будут опущены все оригинальности он был вменяемым.

Начните с истории завершайте пришиванием оригинальности (если она вам понадобиться)
Nobody123
Цитата(Б. Солврев @ 25.1.2019, 11:47) *
главное чтобы путь в целом интересный и захватывал читателя.

Это очевидно, хотя тоже сложно.) Хотел просто узнать насчёт повторов, неосознанного копирования и клише, часто ли такое получается и нормально ли это.
Б. Солврев
Цитата(Nobody123 @ 25.1.2019, 12:26) *
Это очевидно, хотя тоже сложно.) Хотел просто узнать насчёт повторов, неосознанного копирования и клише, часто ли такое получается и нормально ли это.

Если вы рассказываете историю, и у вас получаются "клише" или что-то близкое к этому, то в принципе нормально. Больше развивайтесь повышайте образование (в том числе и общее) и навыки и это будет происходить реже.

Если вы через клише и приевшиеся сюжетные повороты добиваете знаки и заполняете пустоту, пишите так потому что это круто, а не во имя раскрытия задумки. То это недопустимо и должно вымарываться (вплоть до выделения всего текста и del, как вы сказали)
Nil admirari
На этом форуме прочитал около 30 рассказов. К 90% из них могу дать ссылку на уже известный фильм, где есть похожие сюжеты, отдельные сцены, или герои. Конечно уверен, что авторы приходят к похожим мыслям абсолютно независимо.
Придумать что-то принципиально новое возможно, но очень не просто.

Кстати удивило, что классической научной фантастики на форуме очень мало.
Monk
Цитата(Nil admirari @ 1.2.2019, 23:31) *
Кстати удивило, что классической научной фантастики на форуме очень мало.

Действительно странно, тем более, что физиков-химиков-математиков на форуме полным-полно...
Nobody123
Цитата(Nil admirari @ 1.2.2019, 22:31) *
Кстати удивило, что классической научной фантастики на форуме очень мало.

Знать надо много для этого.
Nil admirari
А можно ли считать плагиатом одинаковое название произведения? Я имею ввиду не названия из одного слова - Свобода, Любовь, Ветер,.. Потому что таких будет много и это совпадение не бросается в глаза, так как смысл слова размыт.
Имею ввиду название состоящее из трех слов, указывающих что-то конкретное.
К примеру хочешь назвать рассказ - Великое Молчание Вселенной, а потом узнаешь, что рассказ с таким названием уже существует.
братья Ceniza
Цитата
УНИКАЛЬНОЕ НАЗВАНИЕ
В соответствии с российским законодательством (п. 7 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ) авторское право охраняет не только произведение в целом, но и любую его часть, в том числе его название и имена персонажей при условии, что они являются самостоятельным результатом творческой деятельности автора и обладают уникальностью, оригинальностью и новизной.

Важно помнить, что авторским правом не охраняется использование общеупотребительных слов или словосочетаний, используемых автором в качестве названия произведения. Например, ничто не мешает вам озаглавить свое стихотворение «Кинжал», хотя произведения с таким названием уже есть у Лермонтова, Пушкина и Брюсова. Но если речь пойдет об оригинальном словосочетании, то повторов быть не должно. Так, в соответствии с законодательством название книги Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» охраняется авторским правом, но эти три слова по отдельности или в других сочетаниях могут использоваться свободно.

Вот здесь подробнее: https://bookscriptor.ru/articles/79690/
Nil admirari
Цитата(братья Ceniza @ 3.2.2019, 14:06) *
Вот здесь подробнее: https://bookscriptor.ru/articles/79690/

Большое спасибо! smile.gif

Интересное условие:

"Так, в соответствии с законодательством название книги Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» охраняется авторским правом, но эти три слова по отдельности или в других сочетаниях могут использоваться свободно".

То есть получается нельзя назвать книгу "Гарри Поттер", но можно назвать "Поттер Гарри" ph34r.gif
братья Ceniza
Цитата(Nil admirari @ 4.2.2019, 1:15) *
То есть получается нельзя назвать книгу "Гарри Поттер", но можно назвать "Поттер Гарри"

Порри Гаттер точно можно.
NatashaKasher
Цитата(Nil admirari @ 4.2.2019, 1:15) *
То есть получается нельзя назвать книгу "Гарри Поттер", но можно назвать "Поттер Гарри"

Не понимаю, как Вы пришли к такому выводу. Вы считаете, что сочетание "Поттер Гарри" относится к "общеупотребительным словам и выражениям" на которые не распространяются авторские права? На слова "голубка", "белый" и "Кордова" в отдельности не распространяются авторские права, потому что это общеупотребительные слова, их нельзя "запатентовать" по отдельности - только их сочетание.
Леостат
Цитата(NatashaKasher @ 4.2.2019, 18:22) *
как Вы пришли к такому выводу


Цитата(Nil admirari @ 4.2.2019, 8:15) *
"Так, в соответствии с законодательством название книги Дины Рубиной «Белая голубка Кордовы» охраняется авторским правом, но эти три слова по отдельности или в других сочетаниях могут использоваться свободно".


поэтому )
NatashaKasher
Мда... Логика, блин.

Читаем снова.
Цитата
Важно помнить, что авторским правом не охраняется использование общеупотребительных слов или словосочетаний, используемых автором в качестве названия произведения. Например, ничто не мешает вам озаглавить свое стихотворение «Кинжал», хотя произведения с таким названием уже есть у Лермонтова, Пушкина и Брюсова. Но если речь пойдет об оригинальном словосочетании, то повторов быть не должно.
Nil admirari
Приведен пример оригинального названия «Белая Голубка Кордовы». И написано, что нельзя использовать именно такой порядок слов.
То есть можно делать - «Кордовы Белая Голубка » или «Голубка Кордовы Белая».

Например, таким образом получается, что нельзя использовать "Властелин Колец", а уже название "Колец Властелин" использовать можно.
Если это правда, то открывает широкие возможности для раскручивания произведения в интернете biggrin.gif Поисковым системам порядок слов неважен.
Дон Алькон
Да, посмотрел я эту статейку -ну детский сад. Особенно - финал:
Цитата
Авторские права на книги гарантируют писателю неприкосновенность его труда. Давайте уважать труд собратьев по перу и создателей художественных ценностей — это залог открытого и честного арт-пространства.


Ага, сейчас прям). Особенно мне понравилось про открытое и честное арт-пространство, смеялся. laugh.gif С другой стороны, посмеялся, а потом слегка расстроился. Ну как можно так мозги людям засорять? И не только в этой статье, а вообще.
Авторские права - для правообладателей, коими авторы обычно не являются. Если вы продали права на корню - все это вас не касается. И чаще всего так оно и бывает - что если что-то активно и хорошо продаётся - автору оно уже не пренадлежит. Включая авторские права. Так что все эти заморочки - чаще нужный инструмент в руках для наших монополистов, которые давят всех прочих.

Хоть "Топпер Бадли", хоть "Хозяева Перстней" (название "The Lords of the Rings" - вот что защищено, а переводы названий могут быть разные), но все это не имеет значения. Да и порядок слов или перестановка буковок рояля не играют).
Ну вот назвали - да как угодно, хоть "Гарри Поттер" - всё отлично, пока вы деньги на этом не станете зарабатывать. Пока денег нет - ну кому вы нужны, ещё будет кто бесплатную рекламу вашей книге делать - в суд на вас подавать?)) А если станете что зарабатывать - ну "Таню Гроттер" помнят все. Или уже не помнят:
http://tanygrotter.narod.ru/wer.html

И когда деньги пойдут - сразу против вас инициируют судебный процесс, правообладатели. Вот-вот.
Б. Солврев
Цитата(Дон Алькон @ 5.2.2019, 15:57) *
Авторские права - для правообладателей, коими авторы обычно не являются. Если вы продали права на корню - все это вас не касается. И чаще всего так оно и бывает - что если что-то активно ихорошо продаётся - автору оно уже не пренадлежит. Что-то - права авторские. Так что все эти замор очки- нужный инструмент для наших монополистов, которые давят всех прочих.

Авторские права не продаются. Те если вы написали произведение то никто "по идее" не может претендовать на ваш труд или его части.

Но могут быть отчуждаем рад прав, по распоряжению судьбой этим произведением (там еще ряд прав) и вот после отчуждения прав вы только и сможете сказать что вы автор, но прав на результат фактических уже не будет. Но никто не может сделать что-то с теми же героями (другое дело если это нарушает условия договора то возникнет вопрос а захочет ли с вами кто-то работать)
Дон Алькон
Цитата(Б. Солврев @ 5.2.2019, 16:05) *
Авторские права не продаются. Те если вы написали произведение то никто "по идее" не может претендовать на ваш труд или его части.


Ага, а мы тут не в курсе все, что Волга впадает в Каспийское море))).

Не суть как всё это называется - и что вы там продаёте-передаёте-уступаете, тип договра - тоже дело десятое. Кто правообладатель - того и тапки - вернее бабки.))
Сергей Матвеев
Цитата(братья Ceniza @ 4.2.2019, 10:22) *
Порри Гаттер точно можно.


Кстати, нельзя. Таню Гроттер на Запад не пустили именно по этой причине.
братья Ceniza
Цитата(Сергей Матвеев @ 7.2.2019, 1:10) *
Кстати, нельзя. Таню Гроттер на Запад не пустили именно по этой причине.

По какой? Из-за названия?
Сергей Матвеев
Цитата(братья Ceniza @ 7.2.2019, 3:13) *
По какой? Из-за названия?


Не только, конечно, но на Западе есть подраздел авторского права, связанный с названиями. Особенно ярко выражено в современной правовой практике в доменных именах. Много случаев, когда засуживали людей, регистрировавших похожие по созвучию доменные имена на имена сетевых тяжеловесов.
Дон Алькон
Цитата(братья Ceniza @ 7.2.2019, 3:13) *
По какой? Из-за названия?


Цитата
Стремление агентов сегодняшнего книжного рынка заработать деньги на создании отечественных аналогов раскрученных произведений зарубежных писателей приводит, случается, к юридическим казусам. Так, голландский суд предъявил обвинение в плагиате издательству "ЭКСМО", выпускающему романы Дмитрия Емеца о Тане Гроттер, которые являются на самом деле, разумеется, не плагиатом и даже не пародией, на чем настаивали и сумели-таки настоять адвокаты издательства, а пастишами.

Мы не станем бросаться громкими словами, а назовём это поликорректно - пастишем)).
Да-да, уже постмодерн в детской литературе - буржуи западные запрещают! Ужас-ужас)).

Цитата(Сергей Матвеев @ 7.2.2019, 13:52) *
Не только, конечно

Конечно, конечно.)) Это, конечно, очень смешно, если б не было так печально. И дело не в том, плагиат это или нет, а... Ну вы не маленькие, дожны понимать сами.
братья Ceniza
Цитата(Сергей Матвеев @ 7.2.2019, 13:52) *
Особенно ярко выражено в современной правовой практике в доменных именах. Много случаев, когда засуживали людей, регистрировавших похожие по созвучию доменные имена на имена сетевых тяжеловесов.

Но это же не о том. Изначально речь шла совсем о другом явлении. Автор написал рассказ и назвал его "Картина". А ему и говорят: вот был фильм с точно таким же названием, назови-ка ты по-другому как-нибудь, а то сравнение, то, сё... Автор берет и называет как-нибудь, не очень это и подходит его тексту, но более опытные коллеги посоветовали же. И пусть с точки зрения всеобщего литературного процесса, эта история с переназванием небольшой значимости, но с точки зрения личной творческой истории, это нелучший выбор.
Пусть будет две "Картины", три "Картины", четыре, если это художественно оправдано.
Вот я о чем.
Сергей Матвеев
Цитата(братья Ceniza @ 9.2.2019, 11:48) *
Пусть будет две "Картины", три "Картины", четыре, если это художественно оправдано.
Вот я о чем.


Согласен!
Nil admirari
Цитата(братья Ceniza @ 9.2.2019, 11:48) *
Автор написал рассказ и назвал его "Картина". А ему и говорят: вот был фильм с точно таким же названием, назови-ка ты по-другому как-нибудь, а то сравнение, то, сё... Автор берет и называет как-нибудь, не очень это и подходит его тексту

Вот это очень правильное замечание. +++ Иногда бывает так, что назвать по другому просто невозможно.

В общем вывод вижу такой. Если деньги на произведении не зарабатываются, то можно называть как угодно smile.gif
TybeDour
Цитата(Nobody123 @ 24.1.2019, 14:50) *
Столкнулся с такой проблемой. Допустим, сочинил что-либо, а потом вдруг обнаруживаешь, что это уже кто-то написал. Такие же образы, похожие миры, такие же сюжетные ходы и пр. Да, могут отличаться детали, но в целом всё очень похоже.
У музыкантов аналогичная проблема, истратили все сочетания из семи нот. Но есть возможность проверить своё творение на плагиат в специальных программах. А для писателей есть что нибудь подобное? Какой нибудь автоматический анализатор сходства сюжетов?
Monk
Цитата(TybeDour @ 26.8.2019, 21:21) *
Какой нибудь автоматический анализатор сходства сюжетов?

Зачем? Есть Библия. smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Форум IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.