Исследование подросткового чтенияPosted by Алексей Янков on 27 Май 2013 – 19:06
Filed under Информационные технологии, Исследования, Молодежь, Новости Масштабное онлайн-исследование по теме детского и подросткового внеклассного чтения провел интернет-магазин «Лабиринт». В опросе приняли участие 738 специалистов образовательных учреждений и родители 3 856 школьников из 13 регионов Российской Федерации, причем самыми активными оказались жители Москвы — они составили 52,5% от общего числа опрошенных. Целью исследования было выяснить, насколько велика мотивация у школьников к чтению, каковы количественные и качественные показатели внеклассного чтения в нашей стране.
В ходе опроса выяснилось, что у 36% опрошенных семей в домашней библиотеке от 100 до 200 детских и подростковых книг; менее 100 книг у 31% респондентов; более 100 изданий — у 20% участников опроса, а еще 13% респондентов затруднились назвать точное количество детских и подростковых произведений у них дома.
На вопрос «Можно ли назвать вашу семью читающей?» 58% опрошенных родителей ответили «Скорее, да. По возможности читаем»; 34% респондентов ответили «Конечно. Вся семья постоянно читает», а 8% родителей назвали свои семьи скорее не читающими.
Исследование показало, что 30% школьников 6-10 лет читают 1-2 часа в неделю, 29,8% посвящают чтению 3-4 часа. 41% школьников указанного возраста прочитывают 1-2 книги в месяц, у 37,8% количество прочитанных книг в месяц составляет 3-5 книг, а более 10 книг читают за месяц только 5% школьников младших классов.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились детям 6-10 лет первые три места занимают: Бианки В. В. «Рассказы о животных»; Вестли А. «Папа, мама, бабушка, восемь детей и грузовик»; Волков А. М. «Волшебник Изумрудного города».
28,8% школьников 11-14 лет читают 1-2 часа в неделю,. 24,6% учеников этой возрастной группы 3-4 часа, больше 8 часов в неделю читают 11,6%.. Большинство подростков данного возраста (55,1%) читают 1-2 книги в месяц, 3-4 книги прочитывают 30,8% школьников, 6-10 книг – 10,2% подростков, более 10 книг читают всего 3,9% школьников.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились подросткам 11-14 лет первые три места занимают: Беляев А. Р. «Человек-амфибия»; Верн Ж. «Вокруг света в восемьдесят дней»; Верн Ж. «Таинственный остров».
Среди старшеклассников (15-17 лет) 1-2 часа в неделю читают 18,9% учеников, 3-4 часа – 21,7%, 5-6 часов посвящают книгам 17,5% подростков, 7-8 часов в неделю – 18,4%, более 8 часов в неделю читают 23,6% школьников.
При этом 46,7% подростков читают 1-2 книги в месяц, 3-5 книг прочитывают 31,1% учеников старших классов, 6-10 книг читают 14,2% школьников, а больше 10 книг 8% подростков этого возраста.
В «Топ-20» книг, которые были прочитаны и больше всего понравились подросткам 15-17 лет первые три места занимают: Булгаков М. А. «Мастер и Маргарита»; Вильмонт Е. Н. «Опасное соседство»; Гончаров И. А. «Обломов».
97% педагогов считают, что внеклассному чтению необходимо уделять внимание в школе, при этом более 60% родителей и педагогов считают, что ведение дневника внеклассного чтения – устаревшая форма мотивации, не дающая должных результатов и слабо влияющая на желание школьников читать больше.
80% педагогов и родителей уверены, что заставлять ребенка читать нельзя. 80% учителей и 68% родителей считают, что привлечь ребенка к самостоятельному чтению можно, если взрослые будут читать детям вслух.
Только 15% родителей отметили, что их дети читают «много и без всяких напоминаний и просьб», а 44% утверждают, что дети по собственному желанию читают больше во время каникул.
При этом 509 человек, участвовавших в опросе, считают, что прививать любовь к чтению ребенку должны родители. 318 человек полагают, что это дело учителей. А 308 участников опроса уверены, что развитие интереса к чтению – забота общества.
Полный отчет об исследовании представлен на сайте интернет-магазина «Лабиринт».
http://blog.rgub.ru/libex/?p=8870