ВТОРОЙ ШАНС
- Тихо всем! – протрубил Первый и свил щупальца в кольцо, означающее начало заседания.
Летающие мыльными пузырями по всему залу присутствующие, уважительно уменьшили индивидуальную громкость и стали суетливо занимать места в магнитных ячейках, согласно своим полезностям и рангам.
Первый выплыл на середину и терпеливо выждал паузу. Галдёж постепенно стих, в воздухе повисло внимание.
- Итак, уважаемые коллеги, наша миссия на этой планете подходит к концу. Сегодняшнее собрание – последнее. Время выслушать заключительные доклады руководителей групп, ответить на вопросы журналистов и подвести итог нашей восьмимесячной работы. Заседание объявляю открытым.
Сферическое тело Первого плавно отлетело в сторону и место докладчика занял Второй.
- Из уважения к протоколу, - зарокотала туша Второго, - напоминаю присутствующим, что задачей нашей организации является помощь планетам, жизнь на которых перестала существовать в результате катаклизмов природного или техногенного характера.
Шарообразные тела в ячейках патриотически загудели.
- Год назад, исследуя галактику Милк-Вэй, наши поисковые службы обнаружили на её периферии небольшую систему из восьми планет, вращающихся вокруг центральной звезды - желтого карлика. В этой системе нас заинтересовала планета, которая имела горячее ядро, водно-континентальный ландшафт и преимущественно кислородную атмосферу. Исследования подтвердили, что на этой планете некогда существовали белково-углеродные формы жизни...
Место Второго занял Археолог.
- Тщательное изучение культурных слоёв планеты показало, что цивилизация, населявшая её, имела индекс развития - семь по десятибалльной шкале, то есть обладала развитой технократической культурой. Были обнаружены характерные признаки промышленности, транспортных систем, средств получения и переработки энергии. На планете сохранились многочисленные остатки жилых и общественных построек, а так же заводов по производству продуктов питания, предметов быта и военного вооружения. Усреднённая степень сохранности строений – тридцать два процента. Подтверждена способность погибшей цивилизации к целенаправленному изменению своей окружающей среды. Все результаты наших исследований направлены в архив и впоследствии каждый интересующийся может ознакомиться с ними детально.
Четвёртым к трибуне вылетел маленький Биолог.
- Это потрясающе! – затараторил он, - за всю историю работы, нам ещё не встречалась планета, с таким разнообразным живым миром! Одних растений мы насчитали около трёхсот тысяч видов, а животных и прочей фауны – более полутора миллионов разновидностей! Работа по систематизации была проделана просто колоссальная. Но не только в этом заключалась сложность - исследования почвы, атмосферы и биологических останков, показали наличие в них высокого уровня радиации. Поэтому сначала нам пришлось произвести полную дезактивацию поверхности планеты, а потом вернуть состав её атмосферы к комфортному для здешних обитателей уровню. Если говорить о причинах катастрофы, то наш вывод очевиден - гибель цивилизации наступила в результате масштабного применения оружия, основанного на принципе деления тяжелых атомных ядер. Как всегда – все подробности в архиве. Спасибо.
На минуту в зале повисла, осуждающая местных аборигенов, тишина. По статистике, ядерное оружие служило причиной гибели каждой третьей цивилизации, достигшей седьмого уровня развития.
- Слово передается нашему уважаемому руководителю группы восстановления, - торжественно махнул щупальцем Первый.
Главный Реаниматор, окруженный золотистым сиянием защитного поля, подобно олимпийскому богу неторопливо спустился вниз из-под потолка. Свою «рабочую одежду» он не снимал даже на официальных мероприятиях.
- Уважаемые коллеги! - С достоинством начал он. - Как вы знаете, в нашу задачу не входит восстановление биосферы пострадавших планет на все сто процентов. На это бы ушло непомерно много времени и энергии, ведь нам приходится восстанавливать абсолютно всё живое - от микроорганизмов, до высокоразвитых существ.
Как правило, синтезаторы биологического субстрата, которые мы называем биосинтезаторами, размещаются нами только над одним из материков планеты. После тщательного сканирования почвы, на основе найденных клеточных останков они воссоздают все живые организмы, существовавшие там незадолго до гибели. Этого вполне достаточно, чтобы заработал механизм естественных биологических связей и в дальнейшем биосистема могла самовоспроизводиться уже без нашего участия. Со временем восстановленные формы жизни будут неизбежно мигрировать на другие континенты и постепенно обживут планету заново.
Разумеется, таким способом невозможно получить абсолютную копию планетарной биосферы, как до катастрофы, однако мы даём доминирующему виду существ право на второй шанс. Воскреснув, они получат на своей планете тех же друзей и врагов, что и раньше, а поток их сознания, прерванный гибелью, продолжится, не заметив многовековой паузы забвения. Цель наша благородна и бескорыстна.
Восторженный гул одобрения прокатился по залу и какой-то прыткий журналист тут же воспользовался моментом:
- А почему мы не можем восстанавливать для аборигенов небиологические объекты? Скажем, предметы быта, здания или механизмы?
Первый хмуро скосил восемь передних глаз на источник звука, но Главного Реаниматора абсолютно не смущали вопросы дилетантов.
- Всё дело в принципе работы наших биосинтезаторов, - терпеливо пояснял он. - Как известно, отправной точкой для репродукции любой живой материи служит молекула ДНК. Кости, пепел или даже мельчайшая пылинка погибшей органики – этого достаточно, чтобы биосинтезатор выстроил заново всю клеточную структуру погибшего организма. Я подчёркиваю - биологического организма. Металлы или полимеры никаких ДНК в своём составе не содержат, поэтому восстанавливать их мы не можем. Однако, благодаря тому, что память воскресших не утрачиваются при биосинтезе, восстановление технологий на планете – всего лишь вопрос времени.
- А как быть с существами, от которых совсем-совсем ничего не осталось? – высунулся из ячейки ещё один любопытный и стал невидимым на несколько секунд, вызвав лёгкое оживление в зале.
Главный Реаниматор позволил себе едва заметную улыбку:
- Это очень редкие случаи и они составляют ничтожно малый процент от общего числа. Например, при гибели в самом эпицентре ядерного взрыва или в кислотном водоёме действительно происходит полный распад молекулярной структуры организма и у нас не остаётся никаких данных для его прямого синтеза. Более того, мы можем вообще не догадываться о его существовании в прошлом. Однако мы всегда работаем в тесном контакте с нашими историками и биологами, от которых часто и получаем недостающую информацию. Если им удаётся обнаружить достаточно подробное описание или изображение существа, останки которого не сохранились, тогда они моделируют нужную ДНК математическим путём, после чего передают её нам. Дальше она участвует в синтезе наравне с остальными, а результат размещается по континенту в случайном порядке.
- И кто делает эти изображения? – Не унимался ещё один выскочка.
«Святые хранители, - уныло подумал Первый, - и кто делает таких идиотов»?
Тут откуда-то сбоку вынырнул Историк, бережно прижимая к себе щупальцами круглую металлическую коробку:
- Любой цивилизации, способной мыслить абстрактно, свойственно отображать окружающую действительность всеми доступными ей способами - от рисунков в древних пещерах, до объёмных голографических фильмов, – голос почтенного учёного звучал авторитетно и пафосно. - Среди разнообразных артефактов, найденных на этой планете, нам повезло обнаружить несколько неповреждённых катушек прозрачной полимерной ленты, на которых оптическим способом нанесены изображения сценок из жизни местных аборигенов, - Историк гордо поднял над собой коробку. - Если просматривать эти изображения очень быстро одно за другим - возникает иллюзия плавного движения. Такие находки для нас – просто бесценный кладезь научного материала. С их помощью мы смогли более, чем достоверно узнать, как выглядели некоторые существа этой планеты, как они жили и чем занимались. Хроника, одним словом, хотя и технически отсталая…
Заседание продолжалось ещё какое-то время. Журналисты атаковали, специалисты традиционно отбивались, хроникёры тасовали в своей аппаратуре записывающие кристаллы. Такое мероприятие повторялось после каждой успешной миссии и её регламент особых сюрпризов не сулил. Слово ещё много раз переходило от одного докладчика к другому, пока наконец, не вернулось к председателю.
- Что ж, коллеги, подведём итог, – торжественно объявил он, возвращаясь на середину зала. – Все восстановительные работы прошли по плану и завершены в срок - это раз. Время и энергозатраты - в пределах расчётных, это два. В настоящий момент все восстановленные формы жизни находятся в состоянии искусственной гибернации и размещены на материке на своих исходных местах - это три. Завтра, перед появлением желтого карлика над горизонтом, мы запустим двигатели нашего корабля и покинем эту планету с чувством выполненного долга. С орбиты будет дан общий информационный импульс, после чего вся биосфера одновременно проснётся. А нас с вами, после короткого отпуска, ждёт работа в других мирах.
Грохнули аплодисменты и Первый сложил щупальца в треугольник, означающий конец заседания.
* * *
Солнечный диск медленно выползал из-за гор, робко ощупывая розовыми лучами остатки почерневших стен и спёкшийся асфальт. Посреди занесённой песком и мусорным хламом улицы сидел абсолютно голый мужчина и растерянно смотрел на исчезающую в небе яркую точку. В ушах пульсировал странный гул, от которого ломило зубы и чесались виски. Человек на секунду отвёл глаза, а когда снова посмотрел на небо, то уже не смог найти ничего, кроме пары редких облаков.
Гул стих. Мужчина неуверенно встал и огляделся. Он не помнил этого места. Вернее помнил, но совсем другим. Лос-Анжелес, самый красивый город в Калифорнии, знаменитый центр американской киноиндустрии - теперь был похож на тянущуюся до горизонта свалку, из которой гнилыми зубами торчали остовы зданий. Некогда широкие улицы теперь были завалены бетонными обломками, битым кирпичом и ржавыми скелетами автомобилей.
Сзади послышалось шипение. Мужчина оглянулся и оцепенел – медленными кошачьими движениями к нему приближалось ужасного вида существо, похожее на чёрного трёхметрового кузнечика с вытянутым бананоподобным безглазым черепом и шипастым хвостом. Из-за спины чудовища в разные стороны торчали какие-то отростки. С эбонитово-чёрной зубастой пасти на землю ручейком стекала слюна.
Сердце забилось, как сумасшедшее. Человек судорожно бросил взгляд под ноги в поисках чего-нибудь, что могло послужить оружием, но ничего, кроме нескольких кирпичей и ржавой бобины от киноплёнки, не нашел. Он схватил первое, что попалось под руку и с силой швырнул в монстра.
Чудовище молниеносно взмахнуло хвостом и обломки кирпича с сухим треском разлетелись в разные стороны. Человек отскочил назад и попытался вырвать из куска бетона торчащий арматурный прут. Безуспешно.
Монстр зашипел и припал к земле, готовясь к прыжку.
Вдруг откуда-то сверху раздался металлический скрежет и из тёмного проёма второго этажа вывалилась изъеденная ржавчиной металлическая бочка. Лязгнув о землю, она с грохотом покатилась в сторону страшилища.
- Беги, придурок! – крикнул кто-то сверху.
Человек ещё пару секунд стоял, в ступоре наблюдая, как монстр уворачивается от грохочущего ему навстречу предмета, потом резко повернулся и спотыкаясь побежал вниз по разбитой улице. Он ещё не знал, что в восьми милях от пляжа Санта-Моника уже начал бурлить и пениться океан, а на склоне Маунт-Ли у поваленных ржавых букв «Hollywood» неторопливо просыпалась гигантская обезьяна высотой с двадцатиэтажный дом.
Наступала новая эпоха в жизни человечества…