Фантасты.ру

Николай Мороз: "Писатель не лжет, он рассказывает историю"

В набирающей популярность серии "Океан" издательства "Крылов" вышла книга Николая Мороза "Остров". Представляем вашему вниманию интервью с автором.

- Вас, Николай, можно назвать "певцом мести", писателем-мстителем. Романы "Ловушка для тигра", "По следу тигра", а также недавно вышедший из печати роман "Найти и исполнить", - все они о мстителях, о восстановлении попранной справедливости. Можно ли поставить в этот ряд и роман "Остров" из серии "Океан", звучит ли и в нем мотив мести?

Когда я писал трилогию о капитане Логинове, я руководствовался следующими соображениями.
Месть как жажда справедливости - это одна из потребностей человека. Потребность в балансе между ущербом, потерей и наказанием, которое понесет виновный в наших бедах. Хорошо, когда закон на стороне пострадавшего, когда мера наказания определяется соответственно тяжести поступка, и дай бог нам всем дожить до этих времен. В наше смутное время у пострадавшего два пути – или смириться со своим униженным (морально, а часто и материально) против прежнего положением, попытаться выжить на обломках судьбы,  а то и уйти раньше срока, не в силах вынести обиду и горечь поражения, часто внезапного, незаслуженного и фатального. Или попытаться восстановить баланс собственноручно, в меру сил, способностей и навыков, необходимых в этом деле.
Почти все мировые религии призывают своих адептов прощать обиду и зло, забывать о несправедливости, и жить дальше, точно ничего и не произошло. Но есть хорошее выражение на этот случай: «простить – не значит забыть». Можно, простить, можно затаиться и делать вид, что все в порядке, зная, что это не так – просто время – не для мести, для поступка, что восстановит внутреннюю гармонию – еще не пришло. А вот потом, получив сатисфакцию, можно и забыть, уже навсегда.
«Остров» - роман о другом, о море и о людях, о любви, предательстве и смерти, об алчности и тоске по родному дому. О приключениях, в конце концов, о том, без чего наша жизнь будет пресной и тоскливой.

- Как-то в одном из интервью, говоря о своих творческих планах, Вы сказали, что хотели бы попробовать что-то новое. Серия "Океан" и является этим самым "новым"? Новый вызов?

Не сказал бы, что это вызов, скорее, новые возможности, новые перспективы. И новая тема, и требования, конечно, а заодно предложенный требованиями серии изменившийся мир. Не хотелось бы зацикливаться на одной тематике, и тем более – останавливаться на достигнутом. Развитие необходимо, особенно в творчестве, это гарантия писательского долголетия, прививка от того, что называется исписаться. Закончится «Океан» - появится что-то другое, буду только рад поучаствовать в новом проекте.  

- В серии "Океан" дело происходит мало того что в изменившемся мире, но и в недалеком будущем. То есть все возможности пофантазировать на тему новых технологий и даруемых ими возможностей. Или футурология - это не Ваш конек?

Футурология, на мой взгляд, сродни волшебной сказке, где фантазия рассказчика безгранична, однако, к реальности она отношения не имеет. Космический туризм, мгновенное перемещение в пространстве и времени, колонизация других планет так и остались сказками, хоть во многих из них и давались подробные, научно-обоснованные возможности претворения их в жизнь. Однако не сложилось, и, смею думать, вряд ли сложится в ближайшем будущем. Здесь уместно вспомнить высказывание одного из авторов-фантастов: «предсказание — это дело пророков, ясновидящих и футурологов, но не писателей: дело писателя - лгать». Я бы выразился не столь резко: писатель не лжет, он рассказывает историю, построенную по законам драматургии. И в ней есть, разумеется, место необъяснимым на первый взгляд, моментам, таким, как попадание, «угадывание» события или перемен, которых ничего не предвещало. На самом же деле это лишь игры нашего бессознательного, результат анализа тенденций, анализа, что мы проводим неосознанно, и делаем верные выводы. Это происходит не «вдруг», подобному феномену имеется объяснение – каждому творческому человеку приходится много читать, узнавать новое и просто следить за всем, что происходит вокруг. И на выходе готово пророчество, неважно, в какой области – общества, истории или технологий. Так что все мы невольно пророки и прозорливцы, это, если угодно, побочный эффект творчества.

- Инопланетные монстры дают свободу писательскому воображению, тем более что есть дикие твари, а есть разумные чудовища. Любите ли Вы животных, легко ли находите с ними общий язык? Смогли бы договориться с неземным созданием или не стали тратить время на опасную бестию?

Животных люблю, общий язык с ними нахожу без проблем. При контакте все строится на интуиции, и сразу понятно, будет ли симпатия взаимной, или наоборот. Животным не свойственно скрывать свои истинные чувства, они либо сразу начинают активно общаться, либо дают понять, что от них лучше держаться подальше. Думаю, что инопланетная тварь, особенно разумная, не будет исключением, и в случае ее нежелания познакомиться поближе, не буду стремиться почесть чудовище за ушком, но не откажу себе в удовольствии понаблюдать за монстром со стороны.

- Каково Ваше отношение к морю, тропикам, курортам и приключенческой литературе про экзотические страны? Есть ли связанные с ними воспоминания?

Море притягивает, его не бывает много. Стараюсь бывать на теплых морях по возможности часто, не упускаю возможности понаблюдать за потрясающим подводным миром и его жителями, планирую освоить дайвинг, и погружаться уже не с маской, а аквалангом. Люблю небольшие курортные городки со своим отличным от остального мира течением и ритмом жизни, их хрупкость и по большому счету беззащитность перед бездной, что плещется в двух шагах от порога. Бездной, не изученной даже наполовину и неуправляемой, стихии, от которой можно только сбежать, если успеешь, когда океан решит расширить свои владения.
На побережье тропических морей точно оживают картинки из приключенческих романов, в изобилии прочитанных много лет назад. Захватывающий сюжет, сильные герои, что меняют обстоятельства под себя, злодеи, непременно наказанные, красавицы – и все это в ослепительных декорациях, ярких, как южная природа вызвали желание подражать авторам, потом создать свое, новое, другое, но столь же притягательное. Надеюсь, что у меня в «Острове» получилось не хуже. 

Информация об авторе:

Служил в армейских рядах. Сейчас работает в банковских структурах. В редкие часы отдыха между банковскими операциями пишет книги. Уже написал: "Ловушка для тигра", "По следу тигра", "Найти и исполнить", "Остров".

 

Чтобы добавить комментарий на сайт, необходимо зарегистрироваться.

Из блогов

Александр Прокопович об инвентаризации писателей

ПрокоповичХорошее словосочетание? Во времена зеленых человечков, уже не подкрадывающегося, а гремящего сапогами сссэра – нормальное.


Подробнее...

Ника Батхен. Напоминалка для авторов

Ника БатхенВ наши дни на рынке авторов как никогда высока конкуренция – пишущих людей много, читателей всё меньше. Господа литераторы рвутся в печать изо всех сил, дабы труды и мысли не пропадали напрасно.
Подробнее...

Aлександр Зорич о "презираемой профессии"

Александр ЗоричЗаметил, сейчас модно писателей презирать. "В нашей компании писателей кидают через половой орган!" - с самодовольной улыбкой объяснял мне намедни за бокалом вердуццо директор одной крупной игровой компании.


Подробнее...



Авторы

Шенгальц Игорь

Игорь ШенгальцРодился в Челябинске в 1979 году. Учился в Южно-Уральском Государственном Университете.

Подробнее ...

Другие новости

Регистрация / Вход


Баннер

Новые комментарии