Фантастика - жанр или метод? |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
![]() ![]() |
Фантастика - жанр или метод? |
![]()
Сообщение
#41
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 4982 Регистрация: 31.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Санкт-Петербург ![]() |
Ага. Кукольнега абыдели! отож! мы, кыбарги, существа очень чувствительные. повторюсь, любое явление, когда оно становится достаточно популярным, автоматически привлекает толпы профанов. Я называю это эффектом пены. Вот когда варите мясо, то на поверхности плавает такая не очень аппетитная масса, булькает, колышется. а мяско-то под ней. Так и явление - будь то любой жанр литературы, любого другого искусства, субкультуры и так далее. |
|
|
![]()
Сообщение
#42
|
|
![]() Гений и классик ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6682 Регистрация: 23.5.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
Во.
Мясо - жанр, а пена - она и есть пена. |
|
|
Гость_Monk_* |
![]()
Сообщение
#43
|
Гости Цитата ![]() |
|
|
|
Гость_Ia-Ia_* |
![]()
Сообщение
#44
|
Гости Цитата ![]() |
(продолжая аналогии) разложившимся, сгнившим...
|
|
|
![]()
Сообщение
#45
|
|
![]() Гений и классик ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6682 Регистрация: 23.5.2011 Вставить ник Цитата ![]() |
Мясо (любое) первично.
|
|
|
![]()
Сообщение
#46
|
|
![]() Ленивый миротворец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6526 Регистрация: 12.12.2010 Вставить ник Цитата Из: -за угла ![]() |
Блин, а я уж думал наши форумчане в первый раз в истории форума переругаются на почве литературы. Не случилось...
Вот скажите мне, пожалуйста, господа литературоведы, детектив - это жанр? Или прием? Или где? Любовный роман куда отнесем? Фантастическая книга, фэнтези, новелла, исторический роман и прочее. Ведь это все - вполне себе достаточные определения того или иного произведения. И почему вы отказываете фантастике в двойном определении: 1. фантастика - литературный прием; 2. Фантастика - литературный жанр? Согласен с википедией в том, что Цитата Литературные жанры — группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). И с этим тоже Цитата Литературные формы — группы литературных произведений, объединенных теми или иными формальными и только формальными свойствами (в отличие от литературных жанров, выделение которых основано на совокупности формальных и содержательных признаков). Граница между формами и жанрами проницаема и исторически изменчива К литературным формам отнесем романы, повести, рассказы, стихи. К жанрам - то самое отличие, которое определяет произведение. Конечно, есть перекосы, как в вышеприведенном примере, где детектив называется фанатстическим только потому, что там бластеры вместо пистолетов и флаеры вместо машин. Но это лишь частный случай. |
|
|
![]()
Сообщение
#47
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Вот скажите мне, пожалуйста, господа литературоведы, детектив - это жанр? Или прием? Или где? Не, детектив несколько мельче, это сюжетный шаблон. Остальное наполнение может быть самым разным. ![]() Любовный роман куда отнесем? К романам, разумеется. ![]() Это тоже коммерческое деление, не более того. Не литературоведческое. И почему вы отказываете фантастике в двойном определении: 1. фантастика - литературный прием; 2. Фантастика - литературный жанр? Потому что не может быть жанром то, что чрезвычайно разнообразно по сути своей и элементы чего встречаются где попало. ![]() Литературные жанры — группы литературных произведений, объединённых совокупностью формальных и содержательных свойств (в отличие от литературных форм, выделение которых основано только на формальных признаках). Именно. Поэтому, к примеру, и выделяются отдельно такие жанры, как элегия, ода, мадригал или эпиграмма. ![]() Роман, повесть и очерк ведь тоже выделяются на основании не только формальных, но и содержательных признаков. ![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#48
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#49
|
|
![]() Ленивый миротворец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6526 Регистрация: 12.12.2010 Вставить ник Цитата Из: -за угла ![]() |
Fr0st Ph0en!x
Не убедили. Пока что я вижу лишь два альтернативных варианта классификации, не больше. Фантастика гораздо шире, известна с древнейших времен, применяется в рамках самых разных жанров (рассказ, роман, баллада, драма и т.д.) для достижения определенных художественных задач и, стало быть, является именно художественным методом. Как-то все это звучит по ретроградски. Имею ввиду безаппеляционность этого высказывания. Фантастика - метод, ок. Т.е. для выражения своих мыслей я, как писатель боллитры, могу прибегнуть к фант.приемам, фант.допущениям често "технического" направления. Антиграв там, лазер тот же. И это будут лишь приемы. А как быть с другой стороной вопроса, когда литература намеренно заглядывает в будущее (например) дабы смоделировать это будущее, представить его вариант. Когда фантастика становится целью написания. Или - выделившееся в отдельн... ...ое... ...нннаправление... фэнтези. Когда уже сам мир - иной. Сейчас это не заметно за валом шлака, но даже взаимоотношения между расами и персонажами там - пока не сильно (и, скорее всего, умрет Зачастую в фантастических книгах описываются истории, ситуации и т.д, которые просто не могут быть перенесены на современную, нефатастическую площадку. Вплоть до взаимоотношений героев, государственного строя и прочая... И еще раз процитирую Фантастика гораздо шире, известна с древнейших времен, применяется в рамках самых разных жанров (рассказ, роман, баллада, драма и т.д.) для достижения определенных художественных задач и, стало быть, является именно художественным методом. то, что мы знаем с древнейших времен фантастикой стали называть лишь недавно, правильно? ПРитянули за уши и втолкали в общую корзинку.В общем - оперируя определениями (да что ж такое...), меня не переубедить. Может, я уперся, но у меня в голове четкая картина уже давно сложилась. И она куда понятней и прозрачней того, что предлагают учебники. UPD: где-то встречал определение романа именно как формы эпического литературного произведения. Найду - выложу. |
|
|
![]()
Сообщение
#50
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Но вот как быть с повестью? Этот жанр всегда меня смущал. Ну, если сюжетная линия одна, но довольно развитая и протяженная по времени - это повесть. ![]() Пока что я вижу лишь два альтернативных варианта классификации, не больше. Да. При этом одна - литературоведческая и по мере сил научная, вторая - коммерчески-бытовая. ![]() Антиграв там, лазер тот же. ...Или заводной органчик вместо мозга, или нос, гуляющий по городу, или мертвая панночка, встающая по ночам... ![]() Когда фантастика становится целью написания. Или - выделившееся в отдельн... ...ое... ...нннаправление... фэнтези. Когда уже сам мир - иной. Выше уже говорилось об этом. Обычно это просто плохая беллетристика. ![]() ![]() Сейчас это не заметно за валом шлака, но даже взаимоотношения между расами и персонажами там - пока не сильно (и, скорее всего, умрет этот жанр это направление), но отличаются от человеческих. Зачастую в фантастических книгах описываются истории, ситуации и т.д, которые просто не могут быть перенесены на современную, нефатастическую площадку. Вплоть до взаимоотношений героев, государственного строя и прочая... Вот! О чем и речь. ![]() ![]() то, что мы знаем с древнейших времен фантастикой стали называть лишь недавно, правильно? Не-а. Термин весьма старый. |
|
|
![]()
Сообщение
#51
|
|
![]() Мастер интриги ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 629 Регистрация: 2.12.2011 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Здесь кто-нибудь пишет фантастику? Никто! И не может писать!
Потому что фантастика - это метод. А метод сочинить и написать нельзя, его еще до вас сочинили. А тот, кто приходит в книжный магазин или библиотеку и просит фантастику - тот лох. И продавец, который ведет его в отдел фантастики - лох. Потому что не знает - это метод, а не книжки. И издатели - лохи, говорят, что издают фантастику! Вот во времена Белинского и Голя фантастики не было. Зато была "фантазия". Тургенев в подзаголовке рассказа про летающую девушку так и писал - "Фантазия". Читателя ориентировал. Кто видел издания фантазии того времени, то запомнил пометку "фантазия". А вот Гоголь такой отметки не ставил. И Белинский его не заставлял. Хотя "Нос", вроде бы, фантазия. Но в наше время "Нос" фантазией и фантастикой называют только те, кто не знает современных определений типа "фантасмагория". И булгаковская "Мастер и Маргарита" уже идет не на полку "фэнтези" (тоже метод, между прочим, а кто полку подписал - тот лох!), а на ту, где "Мистика". Не буду объяснять разницу между фэнтези и мистикой, тут все умные, конечно, и так знают. Тот еще метод! Методиковедение развивается. |
|
|
Гость_Monk_* |
![]()
Сообщение
#52
|
Гости Цитата ![]() |
Харош ругацца, господа.
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#53
|
|
![]() Ленивый миротворец ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 6526 Регистрация: 12.12.2010 Вставить ник Цитата Из: -за угла ![]() |
Да. При этом одна - литературоведческая и по мере сил научная, вторая - коммерчески-бытовая. Ну, ок. Почему то, что понятнее и ближе большинству людей не воспринимает литературоведческая точка зрения? То бишь - открещивается, говоря, что это не то и не там. Вопрос-то, в конечном итоге, своодится лишь к терминологии и простоте восприятия в том или ином случае. Ведь гораздо удобнее называть романы, повести, рассказы и кучу разновидностей поэтических произведений - формами. Ведь это, в первую очередь, именно, что - форма. Роман - большое произведение с разветвленным сюжетом и большим количеством действующих лиц. Повесть - среднее произведение с линейным сюжетом и меньшим, нежели в романе количеством действующих лиц. и т.д. Получается, что с литературоведческой точки зрения существует лишь ответ на вопрос: "что?", а ответа на вопрос: "какой?" не придумано. |
|
|
![]()
Сообщение
#54
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
А тот, кто приходит в книжный магазин или библиотеку и просит фантастику - тот лох. И продавец, который ведет его в отдел фантастики - лох. Потому что не знает - это метод, а не книжки. И издатели - лохи, говорят, что издают фантастику! Простите, вы все же читаете сообщения в этой теме или просто так высказываетесь, не вникая в разговор? ![]() Буквально только что Фростъ Фениксъ уже сказал о литературоведческом и коммерчески-бытовом подходе. ![]() Никто не отрицает того, что коммерчески-бытовой "жанровый" подход существует. ![]() Но согласитесь, что ежели у нас тут начинался разговор о Настоящей Литературе, то гораздо логичнее было бы использовать литературоведческую классификацию, а не коммерчески-бытовую, правда? ![]() Еще раз: граница между Настоящей Литературой и беллетристикой проходит не по "фантастика\не фантастика", а по глубине идейно-тематического содержания и художественному наполнению текста. В мейнстриме тоже полным-полно проходной беллетристики, однако мейнстрим почему-то труъ, а фантастическая литература - априори не труъ, ога. Несмотря на то, что многие произведения Булгакова насквозь фантастичны. ![]() И булгаковская "Мастер и Маргарита" уже идет не на полку "фэнтези" (тоже метод, между прочим, а кто полку подписал - тот лох!), а на ту, где "Мистика". Не буду объяснять разницу между фэнтези и мистикой, тут все умные, конечно, и так знают. Конечно. Именно поэтому понятно, что "Мастер и Маргарита" гораздо ближе к городскому фэнтези, чем к мистике. Просто не ставить же эту книгу на одну полку с "Дозорами"? ![]() А в "мистике" еще покатит, все равно там тоже про всякую муть и астральные тайны. И экшена почти нет. "Метода фэнтези", к слову, не существует, о нем тут никто и не говорил.=) Но в наше время "Нос" фантазией и фантастикой называют только те, кто не знает современных определений типа "фантасмагория". Вы хотите сказать, что в фантасмагории нет фантастического компонента, что ли? И даже общий корень ни на что не намекает?=) Получается, что с литературоведческой точки зрения существует лишь ответ на вопрос: "что?", а ответа на вопрос: "какой?" не придумано. Дык дает же.=) Жанры определяются именно по связке форма-содержание. Например, размер в определении принадлежности произведения к жанру романа или повести вовсе не так принципиален (в литературоведении, а не в издательском бизнесе). Еще существуют жанровые "приставки". "Рыцарский роман", в частности. |
|
|
![]()
Сообщение
#55
|
|
![]() смешной Пьеро ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 9156 Регистрация: 6.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Украины ![]() |
(петух появился первым!)
|
|
|
Гость_Сочинитель_* |
![]()
Сообщение
#56
|
Гости Цитата ![]() |
|
|
|
![]()
Сообщение
#57
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Модераторы флудят! о_0
![]() |
|
|
Гость_Сочинитель_* |
![]()
Сообщение
#58
|
Гости Цитата ![]() |
Да какой же это флуд?
![]() Это отношение к полемике, в которой ни один из оппонентов не желает признать правоту другого. Прям как в извечном споре, что было раньше. |
|
|
![]()
Сообщение
#59
|
|
![]() Последний лох Первой Эры ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 14497 Регистрация: 9.12.2010 Вставить ник Цитата Из: Пермь ![]() |
Фростъ Фениксъ запросто признает чужую правоту, ежели ему убедительные аргументы предоставляют.
![]() |
|
|
![]()
Сообщение
#60
|
|
![]() Очарованный странник ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 8329 Регистрация: 11.10.2011 Вставить ник Цитата Из: РФ ![]() |
|
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 23.8.2025, 23:11 |