Сетература как она есть, Мнение Лукьяненко |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Сетература как она есть, Мнение Лукьяненко |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Носферату ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 13598 Регистрация: 6.7.2011 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Увидел на ФБ пост Лукьяненко по поводу современных электронных произведений (сетературы) - как раз по той теме, которую мы долго обсуждали (точнее, мусолили) с ФФ. Показалось интересным.
Я тут, так случилось, прочитал несколько современных фантастических романов - ну, тех, которые публикуются в интернете поглавно и за счёт этого успешно монетизируются (что заставляет некоторых авторов восклицать - "мы и есть современная литература, а вы старпёры, вон с сияющего цифрового корабля современности!") Ну так вот. Некоторые романы были неплохими, хотя редакторская работа или хотя бы бета-тестеры не помешали бы. Был роман хороший, но где автор так бодро накидал в текст сущностей и реальностей, что я плохо представляю, сколько нужно томов, дабы все линии довести до ума. Были романы, и их было большинство, над которыми я рыдал от смеха (а ведь я не считаю себя великим стилистом или человеком с абсолютной грамотностью). При этом были эти романы популярны и тысячи молодых читателей бились за право похвалить их... Но я о другом. Может быть мне просто не повезло. Но все прочитанные тексты имели строго определенную, интуитивно некогда вычисленную и теперь уже каждому автору известную структуру. Короткие главы - ну, для быстро читающего человека минут на пять-десять, для стандартно читающего - на двадцать, для современного читателя - на сорок, наверное. ![]() Непременно в начале главы автор хватает читателя за бейцы и начинает выкручивать. Типа "Увидев перед собой тролля я понял, что сейчас умру..." В конце главы обязателен крючок на следующую главу. "Ты не знаешь самую главную тайну! - прохрипел он... - Сейчас я скажу её..." По сути - это не книга. Это можно назвать каким-то иным словом. "Текстовый сериал", к примеру. По аналогии с "Аудио сериалом". Или, даже, "Текстовый фильм", потому что обычно всё выглядит как литературный сценарий (где красоты стиля не особо важны, действие давай). То есть это другой продукт. Похожий на книгу, но ей не являющийся по большому счёту. Его можно напечатать, издать, но это всё равно будет нечто иное. https://www.facebook.com/profile.php?id=100...ZY4&fref=nf |
|
|
![]() |
![]()
Сообщение
#2
|
|
![]() Носферату ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 13598 Регистрация: 6.7.2011 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Я лично с Лукьяненко согласен: сетература - это все же не литература в классическом понимании, не книга, а именно текстовый сериал, имеющий уже свои четкие признаки и особенности.
Она рассчитана на выкладку по главам (проды), чтобы максимально "зацепить" читателя, заставить его покупать продолжение. Отсюда - фрагментарность, нарочитая незаконченность, оборванность повестования, много сюжетных линий, "исчезающие" и и "всплывающие" герои и т.д. Наверное, это ждет своего отдельного исследования - как новая, специфическая форма современной электронной (сетевой) лит-ры. |
|
|
![]()
Сообщение
#3
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3135 Регистрация: 16.11.2015 Вставить ник Цитата Из: 495 ![]() |
Она рассчитана на выкладку по главам (проды), чтобы максимально "зацепить" читателя, заставить его покупать продолжение. Отсюда - фрагментарность, нарочитая незаконченность, оборванность повестования, много сюжетных линий, "исчезающие" и и "всплывающие" герои и т.д. Наверное, это ждет своего отдельного исследования - как новая, специфическая форма современной лит-ры. Проблема кмк вовсе не в фрагментарности и попытках подсадить читателя на крючки в конце глав-прод. Г-н Дюма-ст вполне успешно использовал сей прием, что не помешало ему стать классиком мировой литературы. Проблема именно в исчезновении редакторско-издательского барьера между "писателем" и читателем. В появившейся неограниченной возможности в самореализации, когда толпы массажистов, дворников и коллекторов обнаружили, что их коллеги с соответствующим уровнем образования и общего развития что-то там пишут, разом превращаясь из унылых никто в кого-то, и даже зарабатывают на этом! Но поскольку упомянутый общий уровень развития у этой публики остановился где-то в районе сношения эльфиек орками, то и продукт не только... эээ... не слишком интеллектуален, но и крайне однотипен. Как метко заметил один редактор "как будто читаешь одну и ту же бесконечную книгу" или как верно заклеймил их один из форумчан это "толпа подражателей подражателям", причем с каждым последующим поколением уровень осмысленности и грамотности падает. Вот в этом кмк и есть особенность сетературы. Воспитана прослойка невзыскательных читателей-писателей, легко переходящих из одного состояние в другое. У них есть узконаправленная потребность именно в эскапистском попаданческом чтиве, которую они вынужденно удовлетворяют в сети - ну, как могут. На одном популярном трекере недавно видел подборку литРПГ романов - 3200 штук. Напомню, жанру всего 7 лет. Но я уже миллион раз писал, что переоценивать популярность сетературы, мягко говоря, не стоит. У самых популярных сетевиков порядка 15 000 подписчиков. Конечно, это просто фантастика для бедных авторов неформата, коих в сети почти не читают, но применительно к общему числу читающего населения - это ничто. Тем паче, что во многом это одни и те же 15 000 душ, кочующих от топа к топу АТ или литнета в зависимости от пола. Тот же жалобщик-Лукьяненко известен, наверное, 90% сограждан, в т.ч. не интересующихся фантастикой - а кому известны топы литнета и АТ кроме их подписчиков и тихо завидующих коллег по цеху? По сути, повторюсь, это замкнутая экосистема, зацикленная на единственном жанре - попаданец. К прочей литературе ("серьезной", детективной, исторической, детской, НФ, классическому авторскому фэнтези и т.п.) она никакого отношения не имеет, поскольку практически ничего из этого в сети не читают и тем паче не монетизируют. Почему? Потому что читатель лит "классики" консервативен, ему нужен тот самый редакторско-издательский барьер, ему нужна маркетинговая кампания, чтобы книгу хвалили некие критики, чтобы ее рекомендовали друзья, она стала модным предметом для обсуждения и т.п. |
|
|
![]()
Сообщение
#4
|
|
![]() Играющий словами ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 103 Регистрация: 10.5.2020 Вставить ник Цитата ![]() |
Вот в этом кмк и есть особенность сетературы. Воспитана прослойка невзыскательных читателей-писателей, легко переходящих из одного состояние в другое. У них есть узконаправленная потребность именно в эскапистском попаданческом чтиве, которую они вынужденно удовлетворяют в сети - ну, как могут. На одном популярном трекере недавно видел подборку литРПГ романов - 3200 штук. Напомню, жанру всего 7 лет. Но я уже миллион раз писал, что переоценивать популярность сетературы, мягко говоря, не стоит. У самых популярных сетевиков порядка 15 000 подписчиков. Конечно, это просто фантастика для бедных авторов неформата, коих в сети почти не читают, но применительно к общему числу читающего населения - это ничто. Тем паче, что во многом это одни и те же 15 000 душ, кочующих от топа к топу АТ или литнета в зависимости от пола. А ведь попаданство только недавно стало синонимом низкопробной литературы. Вспомним Сташшефа с его "Чародеем поневоле", перечитывать цикл тянет снова и снова, и это уровень. Зависит не от тематики попаданства, а от желания автора вкладываться в полноценную продуманную историю, а не клепать сериальчики из тех, что мы на первом канале наблюдаем. А насчет, кто знает топов АТ - так ведь ходят слухи и не без основания, что издатели этих самых топов вылавливают и издают, зачем вкладываться в рекламу, когда и так уже желающие оторвать бумажную книгу с руками набегут |
|
|
![]()
Сообщение
#5
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3135 Регистрация: 16.11.2015 Вставить ник Цитата Из: 495 ![]() |
А насчет, кто знает топов АТ - так ведь ходят слухи и не без основания, что издатели этих самых топов вылавливают и издают, зачем вкладываться в рекламу, когда и так уже желающие оторвать бумажную книгу с руками набегут Это известное заблуждение. Возьмем популярнейшего на АТ автора Н.Метельского. Несколько лет в топах ресурса, 17 000 подписчиков, у последней книги почти 30 000 "библиотек" при стоимости в 170 р. Т.е. писатель зарабатывает по несколько миллионов рублей за роман. Думаю, в 2020 году даже Лукьяненко подобные гонорары уже не светят. Но Метельский достаточно давно издается бумаге. И что у нас там? В Лабиринте до сих в продаже его книги, изданные в 2014 (!) году тиражами в районе 5 000 экземпляров, вот висят по акции по 117 рублей: https://www.labirint.ru/books/441380/ При этом у романа в бумаге аж 29 оценок и пяток отзывов против 10 000 лайков и тысяч восторженных комментариев на АТ. Есть мнение (и это не новость), что ЦА сетературы и бумажной книги очень сильно отличается. |
|
|
![]()
Сообщение
#6
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 2872 Регистрация: 8.11.2013 Вставить ник Цитата Из: Москва ![]() |
Это известное заблуждение. Возьмем популярнейшего на АТ автора Н.Метельского. Несколько лет в топах ресурса, 17 000 подписчиков, у последней книги почти 30 000 "библиотек" при стоимости в 170 р. Т.е. писатель зарабатывает по несколько миллионов рублей за роман. Думаю, в 2020 году даже Лукьяненко подобные гонорары уже не светят. Но Метельский достаточно давно издается бумаге. И что у нас там? В Лабиринте до сих в продаже его книги, изданные в 2014 (!) году тиражами в районе 5 000 экземпляров, вот висят по акции по 117 рублей: https://www.labirint.ru/books/441380/ При этом у романа в бумаге аж 29 оценок и пяток отзывов против 10 000 лайков и тысяч восторженных комментариев на АТ. Есть мнение (и это не новость), что ЦА сетературы и бумажной книги очень сильно отличается. Вы что-то не то и не так сравниваете. 5000 экз. - это и не такой большой тираж, чтобы его раскидать. И уж точно никто не будет хранить 6 лет - это дорого. А если вы видите в 2020 году в продаже книги 2014 года - это означает обычно только одно. У из-ва больше нет прав на это издание, однако оно втихую допечатывает и продает, делая невинные глазки. С электронными продажами то же самое. На каждой из этих площадок нет и 10 000 читателей, и то, что вы там видите на 90% приписки, которые легко и просто накручиваются - это неудивительно, это инструмент для продвижения. И гонорары у топ-авторов на подобных сайтах раз в десять меньше, чем топ-авторов бумажных. Просто потому, что топ-авторы - неважно, на бумаге или в сети, они не в вакууме продают свои книги - и вынуждены отдавать посредникам-"партнерам" большую часть. |
|
|
![]()
Сообщение
#7
|
|
![]() Создатель миров ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Пользователи Сообщений: 3135 Регистрация: 16.11.2015 Вставить ник Цитата Из: 495 ![]() |
А если вы видите в 2020 году в продаже книги 2014 года - это означает обычно только одно. У из-ва больше нет прав на это издание, однако оно втихую допечатывает и продает, делая невинные глазки. Ага, Альфа допечатывает в 2020 и продает книги по 117 рублей, хотя отпускная цена издательства еще в 2017 была 120+ р. Классный бизнес. С электронными продажами то же самое. На каждой из этих площадок нет и 10 000 читателей, и то, что вы там видите на 90% приписки, которые легко и просто накручиваются - это неудивительно, это инструмент для продвижения. И гонорары у топ-авторов на подобных сайтах раз в десять меньше, чем топ-авторов бумажных. Просто потому, что топ-авторы - неважно, на бумаге или в сети, они не в вакууме продают свои книги - и вынуждены отдавать посредникам-"партнерам" большую часть. Ну, если вам приятно в это верить, кто ж запретит-то. Видно, АТ и литнет уже многие годы работают себе в убыток. А вообще посещаемость сайта легко верифицируется кучей бесплатных инструментов. Вот, например, АТ https://be1.ru/stat/author.today 11 млн посещений сайта в месяц. На сайте зарегистрированы 570 000 тыс человек. Полагаю, реальная аудитория где-то 200-300 тыс душ, а всего самиздата - около 1 млн, причем на топовых сайтах достаточно жесткое гендерное деление - АТ для мальчиков, Литнет для девочек. Что составляет очень небольшой процент от активно читающего населения РФ, не говоря уже о русскоязычном мире. Топовые авторы АТ с эксклюзивом отдают площадке что-то вроде 15-20%, авторы бумажных книг получают незначительный процент отпускной цены. Новички так и вовсе 7-8 р с экземпляра. |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 24.8.2025, 4:21 |