Моя любимая учительница, Автор: Usimov ВНЕКОНКУРС |
Здравствуйте, гость ( Вход | Регистрация )
Моя любимая учительница, Автор: Usimov ВНЕКОНКУРС |
![]()
Сообщение
#1
|
|
![]() Давай помолимся и выпьем за мир ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Группа: Главные администраторы Сообщений: 18621 Регистрация: 28.10.2010 Вставить ник Цитата Из: Орбитальной Станции ![]() |
Автор: Usimov
Моя любимая учительница У меня есть тайна: я знаю, что случается с нами после смерти, после того, как наше сознание испаряется. Но прежде, чем поделиться с вами этой поистине инсайдерской вестью, должен предупредить, что каждому человеку положен свой удел, jedem das seine, как гласит надпись на вратах немецкого концлагеря… Я проживаю свою жизнь вновь и вновь. Рождаюсь 13 апреля 1995, прямиком после Дня космонавтики, и первых два года провожу в общежитии на «Проспекте Мира», еще во всем зависимый от родителей. Память о прошлых перерождениях обычно приходит ко мне на третий год, когда мы всей семьей переезжаем в новую квартиру. За короткий срок из неразумного дитяти вылупляется «двухсотлетний» человек. Я называю такую трансформацию «вечным возвращением». Первые годы моего детства самые трудные: я знаю так много, а могу так мало. Детская оболочка хранит душу древнего старика, и древний старик изнемогает от бессмысленности детских дел. Мне читают сказки про цыплят и утят, учат считать и писать, а я не единожды доктор наук и спецкор АН РФ… К тому же теперь я слишком хорошо знаю, что бывает, когда начинаешь в трехлетнем возрасте цитировать Канта и Гегеля, проповедовать семье экологический императив или рассказывать детсадовским няням о морфологии спиральных галактик. В лучшем случае тебя нарекают гением и обрекают на особую роль семейного идола вкупе с чрезмерным пристальным вниманием ко всем твоим ужимкам и прыжкам. В худшем – отдают в лабораторию-психушку, как Кэвина Спейси в «Планете Ка-Пэкс». Так со мной случилось после второго рождения, когда я начал строить из себя Нострадамуса вперемежку с Блаватской. Какое мне, собственно, было дело до того, что 11 сентября 2001, в день «исламского летчика», рушится то, что должно разрушиться? Гордиться знанием высшей математики или квантовой механики, скрываясь за невинным детским личиком ребенка, позорно. Именно поэтому я выработал несколько незыблемых правил, которых свято соблюдаю: 1) не показывать чрезмерных знаний в детском возрасте; 2) не заводить отношений с людьми из близкого круга общения; 3) ни к кому не привыкать, не выделяться и ни в кого не влюбляться. Последние два правила появились не от хорошей жизни. Дело в том, что после каждого перерождения люди меня забывают. Тягостно выносить, когда женщина, с которой прожил десятки лет, в следующее перерождение ничего о тебе не знает и корчит удивленное лицо, услышав фамильярное «ты»; когда бывшие друзья проходят стороной. Люди для меня – как зависшие программы, серые, пустые, вечно повторяющие свои монологи… Я не жалуюсь, в предсказуемости будущего есть своя прелесть. Я знаю все, что должно произойти дальше. Знаю своих будущих одноклассников, учителей математики, истории, химии. Знаю их способности и недостатки. Знаю, какие сексуальные утехи предпочитаю знакомые женщины… Вот и сейчас я сижу в 411-ой аудитории школы № 24 среди других пятнадцатилетних оболтусов и жду, когда завуч «впервые» представит нам новую учительницу математики, пиковую даму, которой давно уже пора на покой… Пиковую старуху каждый раз переводят к нам в школу. Чудес не бывает. Реальность меняется только тогда, когда я прикладываю к ней свои усилия. А в последнее время (пять-шесть кругов «вечного возвращения») мне просто лень что-либо менять. Я автоматически вписываюсь в старую обстановку и плыву по течению. Я почти превратился в «симулякр», копию самого себя… Вторник, 3 сентября, новый учебный год, 12.30. Сейчас должна войти завуч и представить «математицу». Завуч, чопорная пожилая женщина, молча пройдет к учительскому столу, почему-то сердито оглядит когорту подростков и скажет: «Понимаете, дети, Алена Николаевна ушла в декретный отпуск, – аудитория возбужденно зашушукается, – поэтому вашим новым учителем математики будет…» старая трухлявая карга. – Понимаете, дети, Алена Николаевна ушла в декретный отпуск, – хи-хи-хи с задних парт, – поэтому вашим новым учителем математики будет… Рост 165 сантиметров, вес 45 килограммов, возраст – 24 года. Длинные волосы цвета кофе с молоком. Хитрое выражение лица. Легкое платье в сочных летних цветах с широким поясом и молнией на спинке… – Это Екатерина Александровна… 10-Б, прошу, позаботьтесь о ней! Что-то поменялось. Вместо старухи в класс грациозно впорхнула молодая женщина, и по всей небольшой комнате пролетел возглас восхищения. А меня одолел ступор. Как такое возможно? Ее не должно было здесь быть. Я помнил как облупленных всех учителей, встречавшихся мне в школе. Да что там! Всех профессоров в большинстве университетах страны. Неужели перестал действовать закон вечного возвращения: все повторяется вновь и вновь и без изменений? Нет! Этого не может быть! Скорее я поверю, что гравитация Земли исчезла, и реки с океанами из-за центробежной силы стремительно унеслись в космическую пустоту… Катя соединила перед собой ладони и по-индийски поклонилась, улыбнувшись, как Брюс Уиллис, правым краешком губ… – Я рада видеть всех вас здесь сегодня. Надеюсь, мы хорошенько потрудимся в новом учебном году, и вы научитесь вычислять интеграл Римана… Она говорила, а я все не спускал с нее глаз. Как реальность, к которой я привык, могла так поменяться? Появление незапланированной учительницы встревожило меня не на шутку. Я так взволновался, что на перекличке даже прозевал свою фамилию… – Сикорский! Меня затормошил сосед, мясистый Володя Бондарев, «тебя вызывают, чувак». Я медленно поднялся, не сводя глаз с новой учительницы. – Ты Андрей? Ох, эти кофейно-молочные длиннющие волосы и зеленые глаза! – У тебя афазия? Я взял себя в руки. – Нет, фрустрация! Простите, но ваши волосы, вы их чем-то запачкали? Лучший способ привлечь внимание слабого пола – поддеть внешность. В классе захихикали, но молодая женщина осталась невозмутима. – Он местный клоун? – она устремила взгляд к народу. – Простите, барышня, у меня и в мыслях не было задеть ваши чувства. Просто… – Садись, Сикорский. – Но… – Я сказала сидеть! Боевая мне попалась особа… Внезапно я уличил себя в том, что грубо нарушаю свой собственный «Третий закон Ньютона»: не привыкать, не выделяться, не любить. Я нахмурился и бухнулся обратно за парту, опустив взгляд в испещренный кругами узор линолеума. Урок продолжался дальше без меня: я впал в прострацию, анализируя свои чувства. Что-то странное творилось в моей душе. Ох уж эти подростковые гормоны! Будь вам хоть сотни тысяч лет, в юном теле вы не можете не думать о хорошеньких девушках. Меня давно не возбуждали глупенькие изученные вдоль и поперек одноклассницы и ровесницы, но эта двадцатичетырехлетняя незнакомка в мгновение ока разбудила мои потаенные фантазии… После урока я подождал, пока все выйдут из класса, и подошел к Кате. – Простите, госпожа. Я вел себя недостойно. Я хочу искупить свою вину и показать вам школу. Ни один мускул не дрогнул на ее лице. – Думаю, я прекрасно справлюсь и сама. Ступай себе с Богом, малыш. По моей шкале она тянула на четыре с половиной балла из пяти. Хорошенькая, но и не красавица из грез. Слишком острые черты лица, слишком нахальная натура… Для меня нет иной возможности восстановить утраченные после перерождения мышечные рефлексы, кроме как жить по расписанию. Хотя память о былом возвращается, накопленные за прошлые жизни механические навыки, игра на рояле, гитаре, трубе, приемы и движения футболиста, самбиста и даже мастерство красноречия, теряются. После каждого перерождения мне приходится все это, как и многое другое, возобновлять ежедневными тренировками. Контроль времени – жестокая необходимость моей жизни, в ней выдается мало возможностей для развлечений, ухаживаний за девушками из разряда «четыре с половиной». С шестилетнего возраста я встаю в шесть часов утра, делаю легкую зарядку и в течение часа пролистываю сотню-другую страниц журнальных статей (специализированные журналы вроде «Topological Application» или «Scientist», etc…). Уроки мне бесполезны, поэтому я на них редкий гость. Свое школьное время я провожу в тренажерном и актовом залах. Счастливое обстоятельство моей бесконечно повторяющейся жизни – громадный черный амебообразный рояль, чудесным образом оказавшийся в нашей школе. Именно на нем я восстанавливаю форму лауреата Международного конкурса Чайковского. Признаться честно, выиграть этот престижный московский конкурс мне так и не удалось, последний раз урод Тифонов обставил меня всего на одну десятую балла. Зато я утянул у корейца из-под носа вторую премию… Как же я божественно сыграл «Первый» концерт Петра Ильича, входивший в обязательную программу 2011 года! Грустно вспоминать. Сейчас, после стольких лет, мне уже скучно к чему-нибудь настырно стремиться. Я играю мало, для удовольствия. Этюды Черни, Шопена и органные фуги Баха в переложении для фортепьяно Листа лишь помогают поддерживать мне сносную форму, достойную моих прошлых свершений. Но все это несерьезно. Музыканту следует трудиться, как детям в английских работных домах, по четырнадцать часов ежедневно, и только тогда можно рассчитывать на успех… После того, как меня отшила Екатерина Александровна, я спустился на первый этаж, в актовый зал, и принялся наяривать на рояле первый этюд Шопена. Легкая для исполнения вещь, если у тебя длинные пальцы, но очень яркая, завораживающая своей энергетикой. Длится она всего пару минут, и я обычно повторяю ее раз пять или шесть. Больше мне не съесть. Эх! Если бы навыки игры не терялись при перерождении, я обязательно стал бы величайшим исполнителем на земле. Лучше Листа, Клиберна или нашего родного советского Рихтера. И по технике исполнения, и по стилю, и по чувству тембра и ритма. Рано или поздно… Мне в голову пришло, что я, пожалуй, оказался бы слишком хорош для этого мира. «Бесконечны пути совершенства»… Я улыбнулся, завертелся на круглом фортепианном стульчике и тут же заметил у входа в актовый зал ту самую учительницу математики, что обозвала меня малышом. Я окончательно оборвал первый этюд на модуляции в фа-диез минор и, собравшись с мыслями, заиграл до-минорный ноктюрн Шопена. Сначала лиричный, потом пафосный и чувственный, этот ноктюрн способен приворожить слушателя. Когда вы играете его с задумчиво-печальным выражением лица, кажется, что нет человека более глубокого и проникновенного, чем вы… В паре мест пальцы слетели с нужных синкоп, и я чуть слышно чертыхнулся. Оставаться на уровне произведений Шопена, играя лишь для удовольствия, не так-то легко. Но где раздобыть лишнее время? Через полчаса я, как Демосфен, буду совершенствовать свои навыки оратора, стоя у бездонного обрыва пред ликом бушующей плотины на «Маяковской», а еще через час пойду в спортзал, дабы прокачать любимую мышцу Анри Шварценеггера – икроножную. Человеку, завоевавшему в прошлой жизни титул чемпиона России по бодибилдингу (большего не позволил злополучный гиперактивный ген MSTN), сложно избавиться от старой привычки качать железо пока горячо… Я не горжусь тем, что за множество циклов перерождения выработал идеальный образ жизни. Каждый из вас сумел бы сделать это. Время – лучший учитель. Именно поэтому меня нельзя превзойти ни в одной из сфер человеческой деятельности, ибо, перефразируя Людовика XIV, Вечность – это я… – Ты слишком манерно исполняешь до-минорный ноктюрн. К тому же тебе не хватает техники, чтобы соединить шестнадцатые и триоли. Какой профан тебя учил? Не этого я ожидал от обычной молоденькой школьной учительницы. Сколько насмешки и сарказма! Мой нарциссизм завял и умер от стыда. «Профан»! Этот профан – сам Сергей Сидоренко из Санкт-Петербругской «Гнесинки». Его ученики регулярно оказываются лауреатами международных конкурсов. Сей птичке стоило бы последить за своим языком… – Кажется, я вам понравился, раз вы постарались меня так беспардонно обидеть, – я обнажил ряд своих ровных белоснежных зубов и отбросил назад свои волосы. – Ничуть, – Катя подошла к краю сцены, пристально поглядела на меня, как будто желая что-то спросить, но вместо этого грациозно развернулась и покинула актовый зал. А я еще минуть пять обездвиженный просидел рядом с роялем, пытаясь освободить сознание от образа ее зеленых глаз… В среду и четверг мне не довелось увидеть учительницу математической словесности, и в пятницу я решил напомнить ей о своем существовании, нанеся мощный удар по самому уязвимому месту любого человека – воображению. С этой целью я прихватил цифровую камеру… В одном прочитанном мной вполне средненьком романе Маркова я зацепил неплохой прием соблазнения учителей. Мимоходом отмечу, что Марков пишет второсортную беллетристику, не стоящую и минуты вашего внимания. Но я давно уже поглотил все ценное в мировой литературе, и теперь довольствовался объедками со стола времени. Чтобы понять, в какой ситуации я оказался, вспомните круги ада Данте: представьте, как от великих шедевров Достоевского, Камю, Сервантеса, Байрона вы постепенно переходите к зыбким мирам Пелевина, Горького, Мураками или Маркеса, а потом и вовсе оказываетесь в логове какого-нибудь Сорокина или Улицкой. Так что Аркадий Марков – еще не самый худший вариант. В конце пути, на девятом круге, меня все равно ждет библиотека Борхеса: роман, составленный из случайного набора символов… Когда Екатерина Александровна завела скучную повесть о логарифмах, я достал фотоаппарат и начал снимать. Прием прост: весь урок молодая учительница будет теряться в догадках, снимаю ли я ее на фоне зеленой доски, или просто запечатлеваю записанные на доске каллиграфичным почерком формулы «log2*ln10=ln2…». В этом и состоял хитрый метод соблазнения. Царица интрига. Женщина полнится уверенностью, что снимают именно ее… – Сикорский, что это ты там делаешь? – Простите, вы разве не знаете, что теперь модно записывать уроки на камеру? – Нет, не знаю. Иди-ка к доске. Парадный выход не входил в мои планы, но я не растерялся. Не тот возраст. В мгновение ока я оказался в своем черном шелковом костюме вблизи учительского стола, поправил волосы и пристально посмотрел на Катю. – Екатерина Александровна, можно вас кое о чем попросить? – Да? – Станьте, пожалуйста, на сегодня моей… Сфинкс. (Не забываем, что Сфинкс – существо женского рода, этакая кошечка с когтями, смущавшая бедных путников неразрешимыми загадками…) По классу пронесся легкий смешок. – Хочешь, чтобы я разорвала тебя в клочья? – Вообще-то я думал кое о чем другом, но боюсь, что вы не в состоянии придумать задачу, которую бы я не решил. – Ты что же, круглый… мудрец? Екатерина вопросительно поглядела на класс, и тут же Юля, картонная зубрилка, сдала меня с потрохами: – Никакой он не мудрец, – запиликала она, – у него средний балл четыре… Первое правило «вечного возвращения» гласило: не показывать чрезмерных знаний. И на контрольных я специально выдумывал ошибки, чтобы меня ненароком не затаскали по олимпиадам (к слову, придумывать ошибки – веселое занятие). Впервые за долгое время я нарушил свое правило только потому, что должен был отомстить этой зазнавшейся чертовке за «малыша» и за критику моей манеры исполнения до-минорного ноктюрна… – Екатерина Александровна, а давайте сыграем в игру: мы будем пытать друг друга математическими задачами, и тот, кто проиграет, сей же час покинет эту аудиторию. Дарую вам, как женщине, первое слово. Катя не стала припираться, понадеявшись на свои знания и мой нежный возраст, и тут же поинтересовалась, как переходить из десятичной системы исчисления в двоичную. Сей трюизм меня позабавил. – Разлагаем десятичное число по степеням двойки – и мы в дамках! Она удивленно уставилась на меня, а класс притих, изумившись моим познаниям за первый курс мехмата. То ли еще будет! – А теперь мой черед задавать вопрос! – Я решил убить ее чем-нибудь простым и одновременно элегантным. – Екатерина Александровна, назовите базис пространства непрерывных функций на единичном отрезке! Мне прекрасно известно, что в педагогических университетах не проходят функциональный анализ, а если и проходят, то мимо. Сам там однажды преподавал… И все же она ответила. – Таких базисов бесконечное множество. Синусы и косинусы, полиномы… – лицо учительницы помрачнело. – Откуда ты знаешь об этом? – Почитываю, знаете ли, на досуге математическую литературу… Ваш черед задавать вопрос. Катя вошла в кураж и кинулась на меня с задачей из теории вероятности, которую я, впрочем, решил за пару минут с помощью элементарных формул Байеса. Это уже третий курс универа. Похоже, учительница перестала понимать, что происходит. С лица женщины спала хитрая ухмылка, и я обрушил на нее свое второе и последнее вопрошание. – Скажите, Екатерина Александровна, каково соотношение между римановой связностью и тензором кривизны? Вопрос из спецкурса по дифференциальной геометрии, читается единицам. Нет ни единого шанса, что она ответит. – А ты сам-то знаешь? Екатерине Александровне вернулось самообладание, покинувшее ее после моих формул Байеса. Она убедила себя, что я просто заучил мудреные слова. Все сложилось как нельзя более удачно. Я медленно подошел к доске, дирижерским жестом поднял с железной подставки мел и в течение минуты галопом выписал аккуратный ряд тензорных равенств, расставив все свертки и индексы по своим местам… – Здесь перевернутая пирамидка означает аффинную связность, а для повторяющихся индексов использовано правило суммирования Эйнштейна… Потом я на пальцах показал, как из хитрых египетских формул появляются уравнения Общей Теории Относительности, а из них в мироздании «зажигаются» миллиарды черных дыр… Восторг. Овации. Занавес… Неожиданно вместо понятного удивления или восхищения я заметил в зеленых очах Кати нотки страха. Ничего не сказав, она с опаской обошла меня стороной, будто за время своей короткой лекции я превратился в прокаженного, и выбежала из класса, позабыв на столе сумочку. Она меня испугалась! Я почесал затылок. Ее реакция порядком меня позабавила. Хотя на ее глазах ребенок и превратился во льва, я все еще оставался элегантным милым юношей (а не верблюдом товарища Ницше). И все равно дело было сделано: я завоевал ее страх, а из страха, как из глины, рождаются все остальные чувства. Опытный горшечник вам подтвердит… Я не торопился догонять Катюшу, оставляя ей время для бурных фантазий о странном всезнайке. Я поднял со стола ее сумку и неспешно под свет прожекторов удивленных глаз покинул аудиторию. На лестнице я немного ускорился и догнал беглянку на улице. – Екатерина Александровна, вы забыли…! Я остановился в дверях, так и не закончив последней фразы. Что-то случилось. Рядом с учительницей стоял мужчина лет сорока. «Черный человек»: его фигуру закрывал длинный темный плащ, почти касающийся тротуарной плитки, а на голове примостилась старомодная «есенинская» шляпа. Учительница, помешкав секунду или две, рванулась с места и скрылась за углом школы, а костюм со шляпой двинулись вслед за ней. Я побежал в противоположном направлении. Там, за школой, меня ждал мой верный тысячекубовый итальянский друг – серенький Borsalino. Ключ зажигания повернулся, я взнуздал свою железяку, обогнул школу и увидел Екатерину Александровну и ее преследователя на футбольном поле. Женщина убегала, а черный человек закидывал ее угрозами… – Кем бы ты не становилась, в какой стране не пряталась, сколько бы раз не рождалась, я всегда тебя разыщу! Так кричал черный человек… Море печали перетекло через мое сердце, я прожил сонм бессонных ночей, сознавая свою уникальность и свое одиночество. Но вот теперь я услышал фразу «сколько бы ты раз не рождалась», и сразу преисполнился невиданной доселе надеждой. Неужели на этом свете есть кто-то, кто вспомнит обо мне после очередного великого возвращения? Я набрал скорость и, опередив черного человека, остановился рядом с женщиной. – Екатерина Александровна, быстрее садитесь! Как только она обняла меня покрепче, мотоцикл зажужжал тысячей моторов, и я понесся прочь от школы, футбольного поля и черного человека, кричавшего нам вслед нецензурные проклятия… Какое-то время мы молча неслись по кольцевой под освежающим осенним ветром. Ветер, ветер, на все Божьем свете… Я бы хотел, чтобы этот пронизывающий ветер развеял мои сомнения… – Куда ты меня везешь? Я решил, что время разговоров на «вы» уже прошло. – Я везу тебя домой… Хотя я пятнадцатилетний школьник, мне подвластно будущее, и любая букмекерская контора для меня как открытый сейф. На моем счету в «Сбербанке» хранятся миллионные суммы, а в получасе езды от школы мою сановную персону ожидает шикарный двухэтажный особняк. Когда-то к нему не зарастала народная тропа, но в отличие от некрасовского парадного подъезда с очередью немытых неграмотных крестьян вблизи моего дома крутились преимущественно красивые молодые женщины. Face control & Dress code, так сказать… Все это было давно и неправда. Я выдохся. В последние циклы «возвращения» волшебная девичья тропа заросла бурьяном. Лишь по инерции я каждый раз покупаю этот заброшенный старинный дом. Он дорог мне как память, которую я механически восстанавливаю, как и игру на фортепьяно или бодибилдинг. Когда-то я навел справки и выяснил, что до революции в доме жили богатые немцы, занимавшиеся сбытом английских товаров, в основном предметов роскоши для богачей. Я восстановил обстановку по записям архивов. Картины, что висели тут сто лет назад, радуют мой глаз и сейчас. Они – то, что я из себя представляю. Мое «я». Хоть я и не Дориан Грей… Я оставил Borsalino перед гигантским белым парадным входом в дом и повел женщину внутрь… – Я не понимаю. Ты учишься в десятом классе. Но у тебя есть мотоцикл, огромный дом, ты играешь Шопена и в совершенстве владеешь математикой… Катя вытянулась передо мной в струну, с волнением ожидая ответа. – Просто я вампир. – Сикорский, хватит ерничать! – она улыбнулась. – Ты запомнила мою фамилию. Значит, ты точно в меня втюрилась. Я знал, что Шопена не выдержит ни одна смертная… Я заказал пиццу, и мы расположились в просторной гостиной, посреди которой воцарился торжественный белый рояль. Не такой потертый и расстроенный, как в школе, а хорошо темперированный, блестящий, словно январский снег… Я поглядел на Катю, удерживая двумя пальцами ножку бокала с Chateaur Latur, французским вином из моего погреба. – Рыбак рыбака видит издалека? – Ты такой молодой, – Катя запнулась, – мне сложно поверить, что ты прожил не одну жизнь. Сколько раз ты перерождался? – Зачем же спрашивать о возрасте? И ты не первый раз живешь на белом свете. Я понял это сразу, как только увидел тебя в классе. Ничего нового никогда не происходило. Я будто томился с деревянным колом в груди. Но ты появилась и разбудила меня ото сна. Женщина кокетливо улыбнулась и отпила глоток. – Тебе правда не нравятся мои волосы? – Волосы? Хм… «Ее глаза на звезды не похожи, Нельзя уста кораллами назвать… Не белоснежна плеч открытых кожа, И черной проволокой вьется прядь… – я начал читать сто тридцатый сонет Шекспира. – И все ж она уступит тем едва ли, Кого в сравненьях пышных оболгали». – Мерзкий сонет, – Катя игриво ударила меня по плечу. – Вспомни лучше: «Я лгу тебе, ты лжешь невольно мне, И, кажется, довольны мы вполне!» Я лучше всех, не правда ли? Глаза ее призывно поглядели в мою сторону. Я подался к ней, наши губы сблизились, и только я успел прошептать «ты лучше всех», как они сошлись в долгом проникновенном поцелуе… Наконец, я отстранился от нее. – Давай-ка я тебе сыграю кое-что… Я усадил ее в глубокое кресло рядом с роялем и, обнажив клавиши инструмента, заиграл чудный ми-бемольный ноктюрн Шопена. Выводя трели, я поглядывал на свою единственную зрительницу. Магическая сила музыки подействовала так, как я и ожидал: огромная комната моего особняка обрела новые измерения, кофейно-молочные волосы Кати будто наэлектризовались, и она стала как-то по-особенному мила. – Сколько раз ты перерождалась? – Сейчас пятый раз. Я улыбнулся. – Ты еще очень молода. Я уже и не помню, что делал в свое пятое перерождение. Кажется, просто кутил… – Признаться, в первой своей жизни я работала на фабрике по производству печенья, сортировала и упаковывала. Была простушкой. Ты бы видел меня в мои сорок пять: я весила 100 килограмм. – Сколько? Ах! Вот так боров! Я захохотал и обнял ее. Наши тела соприкоснулись. – Когда я умерла и родилась вновь, я построила свою торговую империю, но это не принесло мне удовлетворения, и в 33 года я поступила на философский факультет НГУ. – В одну из жизней я вообще начал учиться только в пятьдесят лет. В нашем положении возраст не имеет никакого значения… НГУ? Помню… Там неплохой профессорский состав. Карпович и… Гуревич немного разбираются в постмодернизме, а Наумович гуру в философии сознания. Написал целый фолиант «Язык и мир»… – по моему лицу пошла рябь улыбки. – Точнее, напишет через год. Увидев застывшее в ее глазах недоумение, я поспешил пояснить. – Не удивляйся, я работал в НГУ профессором… – Правда? – Катя высвободилась из моих объятий и поглядела на меня. – Не могу поверить, сколько же ты раз перерождался? – Давай не будем о возрасте. Скажем так, много… – Ладно, – она снова прильнула ко мне. – А знаешь, я училась у Карповича. – Он, наверно, основательно напичкал тебя Деррида и Делезом! – Да, да! – засмеялась Катя. – Он заставил меня на третьем курсе прочитать «Логику смысла», представляешь? Знал бы он, что я сорок лет упаковывала печенье, а потом еще десять торговала косметикой… – И что весила сотню кило, – добавил я, и мы опять засмеялись. – Не волнуйся, со мной ты вечно будешь молодой – я затаскаю тебя по спортзалам и клубам… Я взял клубнику со старинного фарфорового блюда и, опустив в сметану, протянул Кате. Она стремительно заглотнула большую красную ягоду, словно рыба наживку… – М-м-м, вкуснотища! Я обнял ее. – Итак, ты изучала философию… А знаешь, раньше мне нравился Деррида. Его учение о «деконструкции» имманентно моему духу. Достаточно подольше пожить на свете, чтобы понять истинность «деконструкции». «Время – это истинный дар несуществования», так он писал. Что бы мы не сделали, каждый раз все наши усилия пропадают даром, мир перезагружается, смысл диссеминируется. Наша жизнь словно палимпсест: мы пишем ее истиранием Бытия… Оно ответила не сразу… – Что же заставило тебя разочароваться в Деррида? – Встреча с тобой. Ты – моя трансгрессия из мира иллюзий в мир подлинного Бытия. Вместе мы сможем наполнить наше существование смыслом… – Ах ты подлый телеоцентрист! – она засмеялась, и я в ответ опять продекларировал Шекспира: – «А если я не прав и лжет мой стих, То нет любви – и нет стихов моих!» Не находишь, что Шекспир первым изобрел деконструкцию? Катя скорчила милую гримасу. – Первым деконструкцию изобрел Сократ… Нежданно-негаданно нашу интимную философскую беседу разорвал предательский грохот рояля, а следом за грохотом раздался громкий мужской тенор. – Что это вы тут делаете, голубки-лубки-губки-булки? Черный человек. Пока мы с Катей ворковали, он незаметно подобрался к роялю и энергично забил по клавише до контроктавы. Такое впечатление, что он решил исполнить неведомый фантасмагорический оперный речитатив… – Чудесно, чудесно. Ты бросила меня, чтобы играть в обнимашки с малолеткой! В этой стране все еще есть законы, запрещающие совращение несовершеннолетних? Помнишь фильм с Девидом… Какое-то время незваный гость вспоминал фамилию. – С Девидом Духовны? Как он назывался… «Калифорникэйшен»? Катя разъярилась. – Хватит меня преследовать, чокнутый мерзавец! В ответ черный человек лишь осклабился и начал пританцовывать, нелепо поднимая свой плащ: – «Я маленькая обезьянка, Разумное существо, Давай убежим на волю, Не возьмем с собой никого!» – Что это за псих? – я перевел взгляд с плаща на Катю. – Как он меня достал! – вместо ответа она сорвалась с места, подлетела к черному человеку и потащила его к выходу. – Послушай, Наполеон, мы сейчас пойдем с тобой в караоке! – Правда, ты пойдешь с Наполеоном в караоке? Ты же знаешь, как Наполеон любит караоке! Наполеон счастлив, Наполеон счастлив… Сорокалетний детина вдруг заревел и затрясся, как пружина, а его голос изменился и загнусавил, подражая старым сифилитикам. Катя продолжила успокаивать своего компаньона, тихонько потрясывая его за полы плаща, а он все повторял о своем счастье-несчастье… – Да, да, я не брошу тебя, – уговаривала верзилу Катя, – подожди снаружи, я сейчас выйду… Женщина вытолкнула мнимого полководца на улицу и закрыла за ним дверь. Она устало уселась на кресло, одиноко стоящее в прихожей, и посмотрела на меня. – Прости, это моя проблема. Не хотелось бы обременять тебя… Я терялся в догадках. – Повторю вопрос: что это за псих? – К сожалению, он не только псих, но еще и бессмертный. Волочится за мной вот уже третью мою жизнь. Будто я – Полина Виардо, а он – Тургенев… – Что же ты ведешь себя, как стерва Виардо, и не отошьешь его? – Когда речь идет о бессмертных психах, довольно сложно от них отвязаться, знаешь ли. Я превратилась в его навязчивую идею. Прости, мне надо уйти… Она поднялась с кресла и виновато улыбнулась. – Отведу его в проклятое караоке… Кстати, в прошлых жизнях он бывал оперным певцом, и «Очи черные» поет не хуже Хворостовского… – Странно. Что-то я не припоминаю его лицо на подмостках оперного театра… – Это было очень-очень давно. Последний десяток жизней он провел в психушке. Судя по его рассказам, он просто устал жить. Ох, я сама скоро сойду с ума, если все так и будет продолжаться! Бросив последнюю фразу, она покинула дом, а я остался стоять один возле деревянной вешалки… Мысли о перспективах моего бессмертия не раз посещали меня. Люди, существующие в обычном линейном «марксо-дарвиновском» времени, с его сменой поколений, эпох и экономических формаций, с его историей и эволюцией, обречены погибнуть. Будь люди даже бессмертными, как древнегреческие боги, необратимые изменения материи уничтожат среду их обитания, а вместе с ней и их самих. Даже бессмертным существам не скрыться от испепеляющего взрыва нашего Солнца или от вселенского катаклизма при столкновении галактик. Это вполне очевидно. Пусть и через пять миллиардов лет, человечество со всеми его богами обречено на исчезновение… Но что будет со мной, существом, живущим в бесконечно сменяющихся однообразных циклах времени? Никакой эволюции, никакой истории мне не светит. Мое бессмертие подлинное, оно пугающе бесконечно. Неужели безумие – неизбежный итог всех моих усилий? Беспечная молодая женщина и черный человек, утративший разум от чрезмерно затянувшейся жизни, напомнили мне об этом, обнажив мой самый глубоко упрятанный бессознательный страх: в бесконечном цикле перерождений потерять разум… Теперь, наконец, все эти страхи и сомнения останутся в прошлом: обречен ли я на безумие, или нет, мне расскажет черный человек. Я выскочил из дома и стремительно прорвался через кусты боярышника, заполонившего двор моего особняка, к прогалине в каменном заборе. Вынырнув из-под прорехи в старинной кладке, я как призрак вырос перед Катей и Наполеоном. – Катя! Она остановилась. – Когда ты вернешься? Катя улыбнулась, вообразив, что это из-за нее я полез под забор. – Не знаю, – Наполеон отвернулся, и она шепотом добавила, – не волнуйся, я избавлюсь от него и приду к тебе вечерком, жди… – Нет, не надо его оставлять. Приходи с ним. – Зачем? – Небольшой сеанс психоанализа. Приводи его обязательно… Катя удивилась, но не стала спорить и, взяв за руку Наполеона, пошла к автобусной остановке. Какое-то время я наблюдал за компульсией, сотрясающей тело черного человека, но вскоре парочка исчезла за поворотом моего серого забора… Весь вечер я впервые за долгое время волновался, с замиранием сердца ожидая Катю и ее безумного знакомого. Комната для сеанса была уже готова. Скорее, не комната, а чулан с кушеткой. И кресло для психоаналитика позади нее. Многие практикующие психотерапевты предпочитают прямой контакт с клиентами, но я придерживаюсь старого фрейдовского подхода, когда врач находится позади пациента, и пациент не видит врача. Это необходимо, чтобы не возникал эффект трансфера – ненужная связь между больным и психиатром… Раздался звонок. На пороге рядом с Катей подпрыгивал черный человек. – Я привела его, как ты и просил, – на ее лице было написано недовольство и разочарование. – Да, да, проходите. Я без особых церемоний отправил Катю в свой кабинет, оставив в ее распоряжении компьютер с интернетом, телевизор и сонм различных видеозаписей на DVD, а сам поспешил к главному виновнику торжества. Наполеон все еще был в прихожей и никак не мог снять с ноги кроссовок. – А где Катя? – так он откликнулся на мое появление. – Катя отдыхает. А мы с тобой сейчас поиграем в одну интересную игру. – Игра? Я люблю игры. Я взял его за руку и повел, трясущегося от нетерпения, в комнату, приготовленную для психоаналитического сеанса. Положил на кушетку и попросил лежать смирно. – Будешь слушать мои вопросы и отвечать? – Да, нет, да, нет, да… Не оставалось никаких сомнений, что черный человек страдает ярко выраженной диссоциацией личности, точнее, диссоциативной фугой – разновидностью выборочной амнезии. Во время сеанса я хотел выяснить, что стало причиной его синдрома: социальные и генетические патологии первой жизни, или же бесконечная череда вечных возвращений, из-за которой и меня когда-нибудь ждет безумие… – Хорошо. Сосредоточься на звуке моего голоса. Сколько перерождений ты пережил? – Перерождений-хождений, не понимаю… – Наполеон заворочался на кушетке и чуть не слетел вниз на пол. – Тише, тише. Сколько раз ты рождался? – Не помню, не знаю точно… – А как ты сам думаешь, примерно? – Много. Тысячи раз, сотни тысяч раз… Вряд ли обычный человек с его недолговечной судьбой может представить, что значит прожить на свете тысячи лет. Даже наша цивилизация – младенец по сравнению с тем несчастным, что лежал передо мной. Черный человек прожил сто тысяч лет! Способен ли он вспомнить свою первую жизнь? Ведь именно в ней содержится ответ на главный вопрос: ведет ли череда перерождений к безумию? Первая жизнь оставляет в нашей памяти сильный след, но я засомневался, что этот след все еще не выветрился за тысячи и тысячи вечных возвращений… – Ты помнишь, как родился первый раз? – Кажется, да… Я вытер со лба пот и продолжил, стараясь не нарушать установившееся психическое равновесие пациента… – Что с тобой было, когда ты родился в первый раз? – Я… я не помню. – Вспомни. Это чрезвычайно важно. – Кажется, я учился в школе. Помню, как меня принимали в пионеры… – Хорошо. Вспомни, пожалуйста, что было дальше… Черный человек заворочался. – Не хочу! – Если постараешься, я отведу тебя в караоке… – Я работал в банке. У меня была семья. Но потом меня посадили в психушку и сказали, что я болен! Но я был здоров! Я здоров! Он заорал во все горло и вскочил с кушетки… – Молодец. С меня караоке… Я расслабился и улыбнулся. Слава богу! Его первая жизнь прошла в больничных палатах. Болезнь черного человека оказалась только его проблемой, и мне не грозило провести оставшуюся часть вечности за решетками психбольницы… – Посиди тут. Я скоро вернусь… Бедный больной урод! И почему именно тебе было суждено обрести бессмертие? Я поднялся наверх. Катя смотрела «Вишневый сад» в современной постановке: три полуголых человека судорожно катались по сцене, а еще четверо, словно зомби в голливудских фильмах, бродили из угла в угол, оглашая театральный зал нечленораздельными воплями «рубить или не рубить – вот в чем вопрос!»… – Как дела?… Молодая женщина улыбнулась, подалась ко мне навстречу, и я прижал ее к себе… – У нас впереди вечность, и я надеюсь, что мы проведем ее вместе, – на секунду я отстранил Катю, и наши взгляды встретились, – на нашем пути возникнет множество преград, которые мы должны преодолеть. Любовь – тяжкий труд… – Нет. Любовь – это праздник, который всегда с тобой… Котлас 6 сентября 2010 г. 234 перерождение |
|
|
![]() ![]() |
![]() |
Текстовая версия | Сейчас: 3.8.2025, 22:03 |