Борис Долинго об электронном издательстве «Аэлита»

Борис Долинго об электронном издательстве «Аэлита»
– Борис, на последнем фестивале фантастики «Аэлита» состоялась презентация одноименного электронного издательства. И вот совсем недавно оно заработало. Расскажи, как вообще появилась идея создать электронное издательство, чем это было вызвано?

Идея была не столько в том, чтобы «создать» электронное издательство (будем для краткости говорить «ЭИ»), сколько в том, что «открыть» таковое при фестивале фантастики «Аэлита».

В этом начинании меня поддержал мой друг Илья Тё, с которым мы и выступаем как учредители проекта. Мысль возникла как альтернатива серии фантастики (бумажной), создать которую при фестивале «Аэлита» я пытался ещё году в 2003.

Увы, при сегодняшней ситуации на книжном рынке, начать и раскрутить бумажную серию «с нуля» – практически не подъёмно.  Издать-то книги не проблема  – продать их не получится без вхождения в общероссийскую книготорговую сеть, а туда войти ой как не просто. Создать же свою сеть – нереально вообще, это потребует суммы на порядки больше, чем требуется для издания самих книг… Вот и мелькнула мысль – а почему не ЭИ?! Сеть продаж создавать не надо – есть Интернет. Завоёвывать доверие авторов тоже – оно уже тоже у «Аэлиты» есть!

Сама по себе идея открыть так называемое ЭИ – не оригинальна, они  уже формально существуют в России. Беда в том, что у нас они все пока крайне «маломощные» в том смысле, что не располагают возможностью привлекать широкий ассортимент текстов хотя бы даже в одном жанре. «Литрес» тут не в счёт – это, разумеется, мегастрактура, но они, в основном, работают с электронными аналогами бумажных книг. До электронных у них, судя по всему, руки пока не доходят, хотя там подобные предложения авторам делали ещё года два тому назад. Но «Литрес», безусловно, начнёт широкомасштабно работать и с чисто электронными текстами (т.е., текстами вообще не имеющими бумажных аналогов), особенно по мере того, как выпуск бумажных книг будет и далее сокращаться (ведь «бумажные» тиражи всё падают и падают!), а интерес к электронным книгам продолжит расти.

Я видел несколько сайтов, создатели которых, явно чувствуя наступление эры «электронных книг», достаточно давно заявили о себе как о «ЭИ». Но практически у всех представлен очень бедный ассортимент – книги, как правило, разномастные, даже на один какой-то жанр не набирается серьёзного количества. Объясняется это просто: создатели подобных ЭИ – люди, как правило, далёкие от писательской (да и от издательской) среды. Чтобы раскрутить достаточно быстро новый брэнд, им требуется привлекать как можно больше новых авторов в единицу времени. А для этого требуется либо вложение серьёзных денег в рекламу, либо наличие уже существующего брэнда, котирующегося в соответствующей среде.

У большинства организаторов таких ЭИ средств на серьёзную, массированную рекламу явно нет. Иначе бы они уже раскрутились, а я видел сайты, открытые ещё году в 2008, где к настоящему времени выставлено всего книг 20, и те все  вперемешку – и поэзия, и мэйнстрим, и фантастика, и публицистика. Потому что дело не только и даже в этом вопросе не столько в финансах, но ещё и наличии брэнда (которого у подобных ЭИ исходно просто нет). А авторы сегодня не побегут даже на красиво сделанный сайт, открытый людьми, никому особо не известными в литературной среде и рекламирующимися, в лучшем случае, в комментариях на «Самиздате» (СИ). Кстати, часто некоторые сайты так называемых ЭИ пытаются получать с авторов деньги за электронные публикации, рассчитывая на этом заработать – представляете?! Это уж вообще провальное занятие. (Единственное, кстати, как я считаю, за что автор может платить – это за выдачу квалифицированной рецензии или за выполнение редактуры его текстов, и то на сугубо добровольной основе, а не как безусловное условие приёма текста в издательство).

Есть сайты, где авторам предлагают с помощью некой «оригинальной» программы вёрстки сделать свою э-книгу и выставить её там бесплатно. Ну, это, фактически аналоги СИ по сути, а для СИ эти сайты не конкуренты, т.к. СИ сам уже является брэндом, с которым на аналогичных условиях (безгонорарная возможность автору самому выставить свой текст) конкурировать сегодня не сможет никто.

Да, ещё надо упомянуть пиратские сайты т.н. «электронных библиотек», но какие же это ЭИ? Это воры, особенно, если они ещё и денег требуют за скачивание, бессовестно украденных текстов.

В общем, сегодня в России нет структур, кроме «Литреса», которые могли бы реально номинироваться как ЭИ… Ну и кроме тех, кто располагает брэндом для привлечения авторов.

У нас тоже, к сожалению, нет денег на массированную рекламу, хотя некоторое финансирование предполагается, и реклама у нас пойдёт, но чуть позже, и направленная не столько на привлечение новых авторов (поскольку тут у нас всё очень даже хорошо), сколько на потенциальных читателей – покупателей э-книг. Но у нас есть брэнд «Аэлита», подкреплённый 30-ю годами существования фестиваля фантастики, одноимённой литературной премией (и многими другими премиями фестиваля), выпуском бумажного сборника «Аэлита» и той деятельностью, которая велась вокруг фестиваля все эти годы. Кроме того, за нами брэнд журнала «Уральский Следопыт», где я уже достаточно давно веду раздел фантастики. Конечно, журнал сейчас не так славен, как в середине 1980-х, но его по-прежнему знает и, смею надеяться, уважает, определённое количество читателей и авторов.
Разумеется, к любому брэнду нужен ещё и человеческий ресурс – люди, способные «потянуть» такую работу, но у нас сейчас, тьфу-тьфу, подбирается определённая «команда. И, главное, что «команду» эту уже ЗНАЮТ АВТОРЫ, и, смею надеяться, знают не с худшей стороны. А доверие дорогого стоит и часто заменяет крупные финансовые вложения. Хотя и без вложений всё равно не обойтись в наше время – в первую очередь, в рекламу.

– Что оказалось наиболее сложным в организации электронного издательства? Какие были трудности?

Да, в реализации желания создать ЭИ некоторые проблемы возникли. Если откровенно, мы должны были начать действовать в полном объёме где-то год тому назад, но прокололись с подрядчиками по изготовлению сайт. Мало того, что потратили приличную сумму, а сайт нам сделали, откровенно говоря, паршивый, да и делали его ужасно долго. Пришлось «дом» сносить и на его месте строить новый. Сейчас сайт есть, и вполне функциональный. Вот он: www.aelita1981.ru. Некоторые шероховатости ещё остались (в частности, с отладкой системы оплаты), но они устраняются в рабочем порядке.

Самые большие сложности возникали, как всегда, с человеческим ресурсом. В самом начале организации ЭИ никак не мог найти приличного художника для обложек. А «обложки», хотя бы в качестве этаких псевдо-иконок, на сайте необходимы (да и в некоторых форматах текстов для скачивания они будут не лишними). Но оплата художнику (как и любому другому сотруднику нашего ЭИ) возможна только в виде процентных отчислений от сумм с проданных электронных копии книг. И, ясное дело, сразу этих продаж не будет, во всяком случае, в каком-то весомом объёме. Художники же люди, привыкшие получать «деньги против стульев». Однако, к счастью, сейчас эта проблема позади: судьба свела аж с двумя очень хорошим художникам, готовыми сотрудничать «на перспективу». И хотя они оба – любители, но обложки создают весьма качественные. Мне нравится, понравилось бы ещё читателям. ?

Вот кого точно не хватает –  так это хороших редакторов-корректоров. Кстати, эти же проблемы сегодня и у всех крупнейших «бумажных» издательств в секторе популярных жанров: если присмотреться, то в книгах находятся ошибки самого разного толка.

А что касается отбора вообще, то нам требуется не только отобрать приличные по сюжету тексты из поступающих от авторов предложений – но с этим многие справятся. Однако каждый текст надо просмотреть на наличие и описок и, главное, грамматических, стилистических, логических, терминологических и т.д. ошибок, а вот тут уже нужна квалификация. Увы, многие хорошие люди, предлагающие совершенно искренне свои услуги на чистом энтузиазме, не годятся в качестве радакторов-корректоров, т.к. сами пишут с заметными ошибками.

Кроме того, реально даже если человек обладает должной квалификацией, каким бы энтузиастом он ни был, работая на «общественных началах», он не способен прорабатывать более 2-3 книг в месяц (в лучшем случае!) А нам желательно выставлять в месяц книг по 20. Значит, требуется, как минимум, десяток редакторов. У нас же их пока только 6, и сейчас самая большая трудность в том, что текстов поступает много – а редакторов имеется маловато. А для того, чтобы гарантировать успех ЭИ, надо выставлять на сайт как можно больше новых э-книг в единицу времени.

– Нет сомнений, что писатели очень быстро найдут дорогу в новое электронное издательство – этому послужит само имя фестиваля. А вот как быть с сетевыми читателями – теми, кто покупает электронные книги? Как массово привлечь их на сайт издательства?

Главный фактор, конечно же – количество э-книг на сайте. Пока на «прилавке» в интернет-магазине издательства не окажется хотя бы сотни две-три книг, ждать интереса со стороны широкого круга читателей не стоит. Книги – хоть и электронные,  – товар ассортиментный, их должно иметься физически много, а спектр жанров должен быть максимально обширным.

Второй фактор, безусловно, реклама. Она уже сейчас ведётся доступными «малобюджетными» методами, но будут и некоторые вложения в неё.

Ещё очень важный момент – общая политика в стране по защите авторских прав. Рынок э-книг не станет настоящим рынком до тех пор, пока не начнут реально душить «пиратов», крадущих тексты и выставляющих их в сети. Никто не должен иметь право без спроса автора выставить его текст на публичное обозрение и, тем более, пытаться получить за это деньги. Это в чистом виде воровство и должно наказываться соответственно.

Кстати, начальная мысль о жанровом направлении ЭИ была, разумеется, только о фантастике. Но я быстро пришёл к выводу, что замыкаться на одном жанре никак нельзя – надо привлекать авторов самых разных направлений. Так что у нас будет всё: и фантастика, и проза, и детективы, и триллеры – и даже научные труды. Пока, разумеется, преобладает фантастика, но уже есть первые ласточки в виде выставленных текстов в жанре «боевик» и «художественная проза», приняты к рассмотрению тексты и в других жанрах (юмор-сатира, историческая литература, поэзия, детская литература). Так точно и «нефантасты» тоже будут представлены – и не совсем уж новички, а члены СПР. Успеть бы переварить всех (в смысле, отобрать и отредактировать тексты). :-)

– Сколько на сегодня писателей уже сотрудничает с ЭИ «Аэлита»? Я говорю не только о тех, чьи книги уже можно купить на сайте издательства, но и тех, с кем пока только заключены договоры.

Общее количество авторов, с которыми сейчас идёт работа, т.е., произведения которых уже выставлены на сайте, находятся на рассмотрении или ждут своей очереди, на данный момент составляет 46 человек (и у многих не по одной книге). Чуть больше, чем за два месяца работы на сайт выставлено 35 э-книг. Ждут своей очереди ещё где-то текстов 50. Не хватает редакторских рук, как я уже сказал.

– Борис, расскажи немного о той команде, которая сформировалась вокруг издательства «Аэлита».

Кадры решают всю, сказал Иосиф Виссарионович, и тут с ним поспорить трудно, да и ни к чему: у нас в итоге подобралась хорошая, как я думаю, команда. Учредители проекта, как уже упоминалось, мы с Ильёй Тё (я также выступаю в качестве главного редактора). Системный администратор и разработчик последней версии сайта ЭИ – Антон Рябов (Екатеринбург). Пока у нас шесть редакторов-корректоров: Александр Соловьёв (Марганец, Украина), Григорий Неделько (Москва), Игорь Попов (Киров), Евгений Кривенко (Владимир), Андрей Скоробогатов и Элеонора Стамбульчик (оба Екатеринбург). Вызвался помогать как литературный консультант на первичном отборе текстов Виталий Абоян (Ростов-на-Дону).

Художником иллюстраций для обложек всех выставленных пока книг является Александр Соловьёв. Сейчас как художник начинает работать и Дмитрий Богуцкий из  Белгорода. Кстати, Дмитрий был одним из авторов в сборнике «Аэлита/005», и они с Александром, помимо своих «художеств», ещё и хорошие писатели, да и большинство наших редакторов являются таковыми. Основа шаблонов для серий фантастики («Законы Вселенной»), фэнтези («Координаты чудес») и сборников фантастики сделана по макетам моего близкого друга Алексея Федотова (г. Саратов), с которым, надеюсь, мы ещё тоже будем сотрудничать и как с автором наших э-книг. Вообще, у нас подобралась «команда», где почти все сами пишущие – ведь и мы с Ильёй Тё тоже кое-что уже понаписали. ?

Нет у нас пока человека, который бы целенаправленно занимался рекламой, поэтому – пока она выполняется «внебюджетными» методами – занимаемся рекламой все понемногу. Когда пойдёт финансируемая реклама, то, скорее всего, этим займётся администратор сайта Антон Рябов. Если вдруг к этому процессу захочет подключиться какой-то специалист – возражать не стану, наоборот. :-) Тут ведь есть возможности ещё и рекламу собирать, а не только свою оплачивать.

– Остается пожелать электронному издательству «Аэлита» успехов, своих верных и благодарных читателей!

Большое спасибо! Надеюсь, читателям будет интересно. Ведь у нас представлены  только оригинальные книги, которые не найти в бумажных вариантах (во всяком случае – за редкими исключениями – изданных крупными издательствами) или на других сайтах целиком, если только их не украли пираты (но этих ворюг, я надеюсь, рано или поздно, даже в России прижмут законом об авторском праве). Для тех же читателей и авторов, кто захочет иметь бумажные копии книг, у нас в близкой перспективе заработает система «print-on-demand».

Думаю, всё должно получиться – зря, что ли, брэнд премии и фестиваля «Аэлита» выжил даже в лихие 90-е! Надеюсь, к нему прочно добавится и новый смысл:  «электронное издательство». Но для этого ещё надо много поработать.


Игорь Розов, Фантасты. ру
  • 08:48

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!