Павел Амнуэль: "Будет великая наука – будет и замечательная научная фантастика..."

Павел Амнуэль: "Будет великая наука – будет и замечательная научная фантастика..."
- Очевидно, что сегодня российские издатели равнодушно относятся к научной фантастике. Почему? Есть, вероятно, два ответа: читающее общество стало равнодушно к научной фантастике, а издатели только отражают объективную смену интересов. Или все же издатели навязывают читателям свои предпочтения и вкусы. Ваш ответ?

Первый ответ ближе к правде. Научную фантастику почти не покупают, так зачем ее издавать? Фэнтези продается гораздо лучше, и какой издатель не станет это учитывать? С другой стороны, ведь и предложение рождает спрос.

Когда не было мобильных телефонов, не было на них и спроса. Предложили, создали рекламу, объяснили людям, что мобильный телефон – это хорошо, и появился спрос, да еще какой!

Казалось бы, если издатели выпустят в свет научно-фантастическую книгу современного российского автора, сравнимую по уровню, скажем, с романами если не А. Кларка или Д. Симмонса, то хотя бы С. Бакстера или Г. Бенфорда, да еще сделают этой книге рекламу, то спрос на научную фантастику возникнет опять (ведь был раньше), и его останется только поддерживать новыми хорошими книгами НФ.

Однако и лучшие западные образцы научной фантастики (к примеру, «Ложная слепота» П. Уоттса) успехом в России не пользуются, тиражи таких книг не превышают 3-4 тысяч. Научно-фантастический роман очень популярного на Западе Грега Игана «Карантин» вышел на русском языке в конце девяностых, провалился в продаже, и больше книги Игана в России не издавались.

Вкусы и читателям, и издателям, и авторам навязывает конкретная ситуация, связанная с отношением общества к науке и научным работникам. Речь идет о ситуации в России – в англоязычной научной фантастике нет кризиса, поскольку нет сейчас кризиса в мировой науке. Именно в последние годы сделаны важные открытия в астрономии (взять хотя бы открытие темной энергии и вещества), физике (квантовые компьютеры, многомировая теория) биологии (клонирование, расшифровка генома и т.д.) и других науках. Очень быстро развиваются технологии. Научная фантастика отслеживает и опережает эти процессы. Авторы пишут, издатели издают, читатели читают – и лауреатами премий «Небьюла» и «Хьюго» чаще всего становятся авторы жесткой НФ, их книги выходят гораздо большими тиражами, чем последующие переводы в России.

В странах, где наука не является важной составляющей общественного сознания, нет и научной фантастики, и никто там по этому поводу не сожалеет: нет своей, переводят с английского. В России ситуация иная: не так давно здесь была великая наука, был общественный интерес к научным исследованиям, имена выдающихся отечественных ученых и конструкторов знали все. И научная фантастика успешно развивалась (правда, «помогал» еще идеологический диктат: иные поджанры не имели права на существование – та же фэнтези, например, которая начала успешно развиваться лишь в годы перестройки, вспомните «Стража Перевала» С. Логинова и «Чакру Кентавра» О. Ларионовой).

Поэтому, отвечая на вопрос, почему издатели равнодушно относятся к научной фантастике, нужно говорить прежде всего о состоянии российской науки. Будет великая наука – будет и замечательная научная фантастика. У общества появится интерес к науке, у авторов появится стимул писать НФ, у издателей – публиковать, а читатели быстро подтянутся, как уже бывало.

- Согласились бы Вы с такой мыслью, что сегодня единственным заказчиком на возрождение научной фантастики может быть только государство. Если государство будет осознанно тратить большие бюджеты на научно-техническое развитие, то объяснить обществу необходимость этих расходов легче, подняв интерес к НФ: через кино, книги и т.д.

Государство может стать заказчиком не фантастики, а науки. Если государство вкладывает деньги в науку, если научные достижения очевидны, если наука в обществе авторитетна, то возникает общественный (а не государственный) заказ на соответствующую художественную литературу. Не государство поднимает интерес к НФ через книги и кино. Государство, спонсируя науку, вызывает к жизни научные достижения, делает профессию научного работника престижной и значимой. Общество начинает интересоваться – что происходит в этих «заоблачных сферах», и возникший интерес должна удовлетворить научно-популярная и научно-фантастическая литература. Не только утилитарный интерес общества к научным достижениям, НФ, как литература, способна на гораздо большее – она поднимает проблемы, которые ни наука, ни общество еще решить не способны. Проблемы не только (и часто не столько) научные, но социальные, этические, нравственные.

- Павел Рафаэлович, есть старшее поколение писателей-фантастов, получившее известность еще при СССР, и младшее, сегодняшнее… Что Вам нравится и не нравится в этом младшем поколении? Это поколение авторов, ушедшее выживать в Метро и на ЧАЭС, для Вас «нулевое» или нет? Оно несет какой-то духовный посыл?

Сегодня молодые авторы владеют словом, пожалуй, лучше, чем их сверстники в славные годы бурного расцвета советской фантастики (который тогда многими воспринимался не как расцвет, а как кризис). Современные романы написаны, в среднем, лучше, чем писали тогда. Однако, этим преимущество современных молодых авторов, на мой взгляд, исчерпывается. Умение правильно расставлять слова, умение строить сюжет, сводить концы с концами в финале (что, впрочем, далеко не всем удается) еще не гарантирует высокого качества литературы. Нужно, чтобы автору было что сказать. Свое, а не заемное. Собственную идею, свой оригинальный сюжет, свой мир. Многие действительно уходят в Метро, постапокалипсис, миры фэнтези, где приключения развиваются, как хочет автор, создавший мир по собственному усмотрению. Реальный мир в это время остается без «присмотра».

Я бы не стал говорить о целом поколении, как о едином образовании. Есть авторы (их немного), несущие некий духовный посыл. Большая часть – нет. Но развитие общества, развитие литературы определяется не валом, не большинством, а именно той незначительной частью авторов, которые пишут настоящую фантастику, в значительной мере, к сожалению, сейчас не востребованную.

- ЖЖ пропитан эсхатологическими страхами: электронные читалки вытесняют бумажные книги, век электронных читалок тоже будет недолог, так как интерес к чтению из года в год падает, писательство, как профессия, не имеет перспектив… И так далее, и тому подобное. Каким будет ваш прогноз: что ждет литераторов и книгоиздателей в ближайшие пять-десять лет.

Не думаю, что интерес к чтению падает катастрофически, и писательство, как профессия, лишилось перспектив. Сейчас происходит переходный период – от бумажной книги к электронной. Бумажные тиражи большинства книг теперь невелики, и только топовые авторы имеют тиражи, какие были в советские времена у любой фантастической книги. Но, с другой стороны, в те годы выходило двадцать-тридцать книг, сейчас – сотни. Общий тираж книг, насколько я знаю, не падает. Читатель не исчезает, он переходит к электронной книге, к тем самым читалкам, век которых, как вы говорите, недолог. На «Амазоне» продажи электронных книг уже превысили продажи книг бумажных. В России трудно проводить реальную статистику – кто сколько чего читает – из-за большого числа пиратских библиотек. Если вышла бумажная книга тиражом три тысячи экземпляров, и продано всего тысяча, это не означает, что текст прочитала тысяча человек. В то же время из сети ее могли скачать и десять, и двадцать тысяч.

Проблема не в том, что скоро не станет читателей, а писатели переквалифицируются в управдомы. Еще не отработаны принципы взаимодействия интернет-изданий с читателями и авторами. Нужны новые юридические нормы, связанные с авторским правом, например. Через какое-то время (пять лет? десять?), когда эта проблема «утрясется» (а она, конечно, «утрясется»), читатели по большей части будут покупать тексты в интернет-магазинах, авторы будут получать с этих продаж свои гонорары. Постепенно сложится нормальная рыночная ситуация в интернете.

Бумажная книга останется, конечно, как не исчез театр с появлением кино. Но тиражная книга – когда издательство выпускает какой-то тираж (тысячу, сто тысяч), а потом старается его распродать, - скорее всего, уйдет в прошлое. Тот, кто захочет иметь бумажное издание электронной книги, сделает заказ, книгу ему распечатают (со всеми атрибутами хорошей книжной графики – красивой обложкой, иллюстрациями и так далее) и вышлют почтой. Эта система, называемая print-on-demand (книга по заказу), уже существует, на Западе она набирает популярность, но в России находится в зачаточном состоянии из-за высокой пока стоимости такой книги. Со временем, причем очень скоро, в течение нескольких лет, книга по заказу станет не дороже «обычной» книги, и книгоиздание, вероятно, полностью перейдет на эту систему. Никакой катастрофы в книгоиздании я не вижу – происходит «смена поколений», смена методов книгоиздания.

Игорь Розов, Фантасты.ру
  • 08:58

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!