Юрий Гаврюченков: "Фантастика – это свобода от ржавых оков повседневности"

Юрий Гаврюченков: "Фантастика – это свобода от ржавых оков повседневности"
В издательстве «Крылов» выходит новая книжная серия «Океан». Представляем вашему вниманию интервью с Юрием Гаврюченковым, автором одного из романов данной серии.

- Почему именно Океан? Вы - состоявшийся писатель, имеющий за плечами не одну опубликованную книгу. Наверное, Вы можете сами выбирать тему и серию для новой книги. Вы выбрали "Океан". Чем Вас привлекла эта серия?

"Океан" даёт возможность реализовать свои давно лелеемые наработки, которые накапливаются у всякого писателя. Сейчас этого не позволяет ни одна из существующих российских серий НФ. Представьте, что фантаст получил возможность написать про зергов, корсаров и сталкеров сразу. Простор для воображения поистине океанский. Можно грабить караваны, совершать карательные рейды на поднявшиеся из морской бездны острова, бомбить с цеппелинов пиратские республики и применять биологическое оружие самого широкого профиля. Кроме того, серия не имеет жёстких привязок по времени и месту действия. Если автор желает писать о приключениях китайцев в Африке или англосаксов в Австралии, издательство возражать не будет. Фантастика - это свобода от ржавых оков повседневности, за что она нравится читателям и писателям.

Кроме того, я люблю морских беспозвоночных. Они вкусные. В сериале "Океан" пришельцев можно есть!

- Трудно ли писать о море и его обитателях, хватает ли знаний и фантазии?

Моря будет немного, оно всего лишь антураж, на фоне которого раскрываются характеры четверых научных сотрудников. Роман о людях. Я делаю его таким, чтобы книга увлекательно читалась безо всяких пришельцев. Если там будут ещё и монстры, произведение от этого только выиграет.

Что касается морфологии пришельцев, я практически ничего не придумываю сам и основываюсь на научной литературе. Та же "Морская химия" Хорна доступна для приобретения в букинистических магазинах, а для постижения - даже писателю-фантасту. Кроме того, водные формы настолько отличаются от привычных нам сухопутных, что измышлять химер не требуется. Монография Ю.Я. Латыпова "Массовые кораллы Вьетнама" заставляет призадуматься о жизни, а работа Германа Августовича Клюге "Мшанки северных морей СССР" красочно описывает царящий в глубинах ад хищных пастей, жрущий во мраке ледяных вод останки жертв массовой истребительной борьбы.

Чтобы добавить оригинальности, мы с Александром Логачёвым заложили в концепт "Океана" ряд ограничений, отсекающих новый сериал от сточкера. Любителям Чернобыля и Фоллаута издательство "Крылов" предложит термоядерный ассортимент "Мужского фантастического боевика". Сериал "Океан" совсем про другое. Никакой альтернативной биохимии. Никаких Мэри Сью. Есть телепатия, но нет взаимопонимания между людьми и чужими, ни голосов в голове, ни картинок, никакого зова Припяти. Можно посадить амфибию в аквариум и жестоко пытать, но вытрясти из неё план военных действий не получится. Человеку с акулой легче договориться. Только обычно они не договариваются, а беспощадно употребляют друг друга в пищу. То же и с пришельцами - никакого контакта инопланетного разума с земным. Да, в мире "Океана" есть три биологических класса разумных инопланетян, каждый из которых представлен одним-единственным видом. Другие разумные виды были уничтожены в ходе конкурентной борьбы на родине чужих. Остались только те, кто никогда не соперничал за кормовую базу, океанские просторы такое допускают. И вот эти три класса водных обитателей, которых можно соотнести с амфибиями-скрытножаберниками, головоногими моллюсками вроде нашего наутилуса, а также гигантскими образованиями в виде плавучего бактериального мата с развитой нейронной сетью, они, не будучи конкурентами, сумели эволюционировать в разумную форму и между собой договориться. Телепатия им в этом помогла. Она у инопланетян развилась в ходе эволюции как охотничий инструмент для приманивания и обездвиживания мелкой добычи. Можно сказать, что у нас есть язык жестов, а у пришельцев такое же невербальное выражение намерений, однако ни то, ни другое изначально не предназначалось для общения. Примат махал лапой и ловил насекомое, чтобы съесть, инопланетный бактериальный мат заставлял оказавшуюся поблизости рыбу подплыть и замереть, потом выпускал нейротоксин и поджидал, когда на него упадёт мёртвая добыча. В средство коммуникации это всё развилось позже. И телепатия, и выделяемые в воду вещества, которые у пришельцев тоже несут существенную информативную нагрузку. У каждого класса пришельцев есть своё внутривидовое вербальное средство общения. Они издают звуки, из которых только малая часть лежит в нашем слуховом диапазоне. Человеку этот набор сигналов принципиально непостижим. Мы совершенно другие, мы даже неспособны жить в воде, а под водой быстро дохнем.

На этом неразрешимом конфликте с непонятным, обитающим в недосягаемой и чужеродной нам среде, построен мир частично колонизированной планеты Земля.

- Если можно, в двух словах - о чем будет Ваш роман? Может быть, уже есть название?

Вначале было название. Название определило героя, герой определил сюжет. Разумеется, многочисленные соображения по будущей книге накопились гораздо раньше, но с приходом названия картинка сложилась во всей полноте. Название было "Лаборант". Главный герой - самый обычный петербуржец, с детства любит биологию, хочет стать учёным, но звёзд с неба не хватает. В университет на биофак не поступил, отслужил срочную на флоте, где получил водолазную подготовку, закончил колледж и устроился в институт Биологии моря, рассчитывая прокачать скиллы и выйти в люди. И вот, ему уже 28 лет, он ценный сотрудник на своей должности лаборанта, что всех, кроме него самого, целиком и полностью устраивает. А герой хочет большего, он обожает морских животных и науку, но на большее мозгов не хватает. Трагический, неисправимый недостаток, делающий его в институтском коллективе человеком второго сорта.

И тут его включают в состав комплексной Атлантической экспедиции, но не на генеральное направление, а в маленький португальский отряд, сформированный по остаточному принципу. Средств на науку традиционно мало, и даже через пятьдесят лет после наших дней, когда разворачивается действие книги, в этом отношении ничего не изменилось. Основная задача отряда - сбор морских организмов в Южной Атлантике. А там самый рассадник теплолюбивых инопланетян. И всё завертелось…

- Верите ли Вы в успех новой серии?


Для редактора успех новой серии не является вопросом веры, а является результатом планирования и тщательной подготовки. Было бы нечестно по отношению к работодателю ограничиться жертвоприношением Дагону и на этом основании уверовать в успех серии "Океан". Уверенность, не основанная на знании, есть губительная для бизнеса иллюзия, бесплодное суеверие. Наш метод - это организованное знание, следуя которому получаем результат. Желательно, плодотворный.

Чтобы  хорошо продать серию, нужно продать каждый роман в серии. Для этого книги должны быть хорошими. Чтобы роман получился хорошим, из него надо вырезать всё плохое. Если вырезали, и в романе ничего не осталось, надо вырезать автора. Так продадим!

Дмитрий Дашко



О серии "Океан": Серию открывает роман П. Заспы «Аквасфера». Аннотация к роману:

Так началась новая история Земли, так наступило время Океана…
Большой противолодочный корабль "Североморск" уходит в дальний поход. Нечто сокрыло туманом огромный участок Карибского моря, поглотив острова, рыбаков, моряков, – все и всех.  Что там внутри – неизвестно. Два российских боевых вертолета отправляются в туман. За штурвалом одного из вертолетов Сергей Субботин, рядом – штурман Евгений Голицын. И летчики даже отдаленно не представляют, что их ждет внутри аквасферы…

Вторая книга серии: В. Махов «Декомпрессия». В ней будет рассказана полная немыслимых морских приключений история навигатора по прозвищу Маньяк, которого заставили отправиться в самую жуткую часть Океана для выполнения невыполнимой миссии.
Навигаторы – это своего рода морские сталкеры. Есть еще дайверы, это – охотники за трофеями (вещами чужих).

Планируется выпускать в серии «Океан» по книге в месяц. Далее намечен выход романов следующих авторов: Н. Мороза, А. Ивасенко, В. Кривоногова, В. Цуркана, Ю. Гаврюченкова.

  • 10:42

Комментарии

Нет комментариев. Ваш будет первым!