Петр Заспа о романе "Аквасфера"

Петр Заспа о романе "Аквасфера"
Как мы уже сообщали, в издательстве «Крылов» выходит новая книжная серия «Океан». Первая книга в серии - фантастический роман Петра Заспы "Аквасфера". Мы решили задать автору несколько вопросов о серии, о его новой книге, и его жизненных взглядах.

- Только что из печати вышел Ваш новый роман "Аквасфера". Вы чувствуете удовлетворение от хорошо сделанной работы?

Скорее, волнение. А хорошая получилась работа или нет, это решит читатель. Мне очень понравилась идея проекта «Океан», и пройти мимо я просто ну никак не мог! В ней чувствуется свежесть, новизна, потенциал. Ведь не секрет, что в кажущемся гигантском жанре фантастики на поверку не больше десятка сюжетных направлений, и найти что-то новое становится всё трудней и трудней. Уйти от набившей всем оскомину выворачивания наизнанку истории, прекратить пугать читателей ядерным апокалипсисом и перенести сюжет в воду, да ещё и не в свою воду, а чужую, отобранную у нас инородными инфузориями и прочими медузами – это само по себе предполагает невероятное поле деятельности и уносит фантазию к новым рубежам.

- Искусно созданная в романе атмосфера мрачной безысходности основана на достоверно прописанных характерах пленников аквасферы. Откуда такое знание поведения коллектива в тяжёлых условиях?

Тут вот в чём дело. Обычно перед тем, как взяться за роман, намечаешь себе генеральную линию, а она уже ложится на предполагаемый сюжет. К примеру, в моём предыдущем романе «Антипиранья» я решил – пусть будет смешно! Даже если речь идёт о вполне серьёзных вещах. Из этого требования уже подбирались герои и их характеры, придумывались нелепые ситуации и методы их решения. Берясь за «Аквасферу» я пришёл к мысли, что должно быть страшно. Исходя из этого, выписывался антураж – мрак, вечный туман, наполовину сумасшедшее население, потерявшее последние остатки человеческой морали и зацикленное лишь на единственном рефлексе – выживания. Конечно, я не попадал в такой коллектив, который бы опустился до того, что пил друг у друга кровь ради присутствующей в ней соли. Но смоделировать подобную ситуацию – на то автору-фантасту и дано воображение. Безусловно, какие-то моменты придумать трудно, если никогда с ними не сталкивался. Чтобы описать, что мой герой чувствовал, когда рылся во внутренностях человека, разыскивая «вещь», пришлось пообщаться с профессиональным хирургом, а дабы понять поведение фанатиков в замкнутом пространстве небольшого острова, пришлось проштудировать книгу Б. Брайн «Путешествие в безумие и обратно».

- Вас можно назвать писателем-маринистом. Во всех Ваших произведениях фигурируют море, корабли, люди, чьи профессии связаны с морем. Но в тех книгах события, зачастую фантастические, все-таки разворачивались в морях земных, в морях привычных. В серии же "Океан" сняты все ограничения для писательской фантазии, желающей развернуться на океанских просторах. Можно выдумать что угодно, Вас это привлекает или наоборот?

В том то и прелесть фантастического жанра, что для буйства фантазии рамки чрезвычайно широки. Но когда снимаются даже эти незначительные границы, то тут уж остаётся только порадоваться за предоставленную возможность. Что до того, что мои главные герои люди военные и, как правило, связаны с морем, то тут, как говорится – пишу, что знаю. Часто эти знания вворачиваю в романы. "Аквасфера" не исключение. К примеру, когда Субботин бродит с обходом ночью по кораблю, то эта глава у меня была написана с рекордной скоростью, потому что нужно было, ничего не выдумывая, всего лишь вспомнить, как делал это сам. Возможно, кому-то покажется из пальца высосанным то, что по боевому кораблю толпами носятся крысы? Поверьте, дорогие мои, носятся и довольно нагло, и чем глубже в трюм, тем их больше. А случай с вертолётом, когда Ка-29 носился над деревней, пытаясь прочитать её название, тоже списан из жизни. Вообще-то история морской авиации богата на всяческие курьёзы, анекдотичные ситуации, а порой и на откровенные байки. У меня иногда возникает желание подобно Александру Покровскому, собравшему похожие откровения о подводниках, написать о морских лётчиках. Думаю, что получилось бы не менее забавно, чем в знаменитом романе «Расстрелять».

- Серия "Океан" возвращает в литературу романтику парусных времен, романтику неизведанных морских просторов, фрегатов, пиратов и таинственных островов. Вам как человеку, чья жизнь тесно связана с морем, близка подобная романтика?

Романтика – это идеи и чувства, эмоционально возвышающие человека. Я стараюсь стремиться к этому состоянию. Пусть даже современная жизнь стремительно вытирает эти понятия из нашего сознания, взращивая холодных и расчётливых прагматиков. В детстве лишь от одного взгляда на бездонное звёздное небо у меня перехватывало дух, а сейчас многие этого не замечают, уподобляясь единственному в природе животному – свинье, неспособному в силу своего строения взглянуть на такой загадочный и волнующий космос. К сожалению, не пользуется спросом такой прекрасный жанр, как космоопера, а ведь это прекрасное поле, где взращиваются зёрна романтики, и даже такие монстры как Лукьяненко и Головачёв вынуждены прогибаться под конъюнктуру рынка, взявшись писать о параллельных мирах. Всё это, конечно, грустно, и если мы своим «Океаном» сможем посеять в душах читателей это волнующее чувство, от которого хочется бросаться в водоворот приключений, делать, пусть даже маленькие, но свои открытия, оторваться от обыденности и, хотя бы в мечтах, обойти вокруг света под парусом – я считаю, что все старания издательства, авторов и всего коллектива, который работает над этим проектом, были не зря. Лично я, в силу того, что издательство «Крылов» тщательно хранило до выхода тайну «Океана» не знаю ничего о том, как работали над ним мои коллеги, а потому с большим волнением буду ждать каждую новую книгу.

- Попав в полный загадок мир, герои изучают его тайны, а Вам доводилось сталкиваться с чем-то Непознанным?


Нет, я не встречал НЛО и не жал руки зелёным человечкам. И к подобным заявлениям, отношусь с весомой долей иронии. Но это не потому, что я не верю во что-то пока что для нас непостижимое и таинственное. Просто я считаю, что всё гораздо сложнее. Пусть даже мы научились расщеплять атом, исследуем соседние планеты, но познать тайны Вселенной в самом глобальном смысле этого слова наш мозг не в состоянии, потому что пока примитивен и стремится найти слишком простые решения. Для начала нам нужно хотя бы вырваться из нашего трёхмерного пространства, а потом уже замахиваться на такие сложные понятия как время, многогранное пространство и материя. Меня, к примеру, волнует один вопрос, с которым согласится каждый, кто хоть раз задумывался над происходящими вокруг событиями. Бывает так, что происходит то, что никак произойти не могло. Событие не вписывается ни в теорию случайностей, ни в логическую систему, оно просто не должно было произойти. Но оно произошло! Будто по решению чьей-то могущественной воли. Поколениями мы чувствовали на себе эту волю, и, пытаясь её объяснить, опять же скатываясь в примитивизм, выдумывая персонажей типа Зевса и ему подобных. Это как в популярной компьютерной игре "Sims". Мы делаем персонажи, наделяем их характерами, создаём им среду обитания и даже управляем их жизнями. По сути, для них мы боги. И сам собой напрашивается логический вывод – а не являемся ли мы сами подобными юнитами в чей-то игре, но на более сложном уровне? Несерьёзно? Нереально? Но мысль вполне жизнеспособна, чтобы пустить фантазию в этом направлении. У меня даже была попытка начать роман, где герой, сумевший понять, что он лишь пешка в чьих-то руках, стремится вырваться из предначертанной ему колеи, пытаясь обратиться к могущественным кукловодам. Но затем пришло понимание, насколько эта тема сложна, требует гигантской подготовки и писательского опыта. Да и всё та же пресловутая конъюнктура рынка… вряд ли такую вольность мысли можно втиснуть хотя бы в какой-то проект или серию.

Так что к Непознанному я отношусь весьма своеобразно, и познание его вижу в виде некой спирали. Когда-то нашим предкам непознанным был восход солнца, но спираль наматывает витки, и мы уже задумываемся, а есть ли частица меньше нейтрино, и что нам даст её открытие? А открытие каких загадок принесёт новый виток, то тут как раз фантастам и перо в руки, или вернее – клавиши!

А стартовавшей серии «Океан» я желаю успеха, благодарных читателей и добротных романов, дабы она продолжалась не один год и превратилась в захватывающее чтиво в самом хорошем смысле этого слова.

Спасибо!

 
Заспа Петр Иванович. Автор книг: «Волчий камень» (2011, «Крылов»), «Торпедой — пли» (2011, «Крылов»),  «Wunderland обетованная» (2012, «Крылов»), «Антипиранья» (2013, «Крылов»), «Аквасфера» (2013, «Крылов»).


Интервью подготовлено Дмитрием Дашко


  • 10:46

1 комментарий

diolitper
diolitper 15:10 #
Вы бы хоть коротко написали об авторе, представили его. А то, что он военный лётчик выясняется только к середине интервью.